Сайт жителей города и района
Катайск - это мой город
Гость · Регистрация · Вход
ОБЪЯВЛЕНИЯ НА САЙТЕ  ***  ***

Катайский острог

Списки драгун острога

Наши фамилии

Хлебные ярмарки

Катайский ямщик

Наши храмы

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Помощь сайту


Катайск - это мой город


Главная » Статьи » Катайск сегодня » Религия

О строительстве православных храмов
   Строились и содержались церкви в основном за счет прихожан и редких пожертвований. По мере накопления средств, отдаленные от прихода сельские общины после соответствующего ходатайства и с благословения архиепископа начинали строительство собственного храма. По завершению строительства храм торжественно освящался, деревня становилась селом и образовывался новый приход. Иногда готовые деревянные церкви покупались в соседних уездах. Интересуясь процессом строительства каменных храмов, я нигде не нашел подтверждения бытующим кое-где рассказам о якобы сотнях и тысячах яиц, используемых для приготовления то ли раствора, то ли кирпича. Но то, что строительство велось не абы как - это точно!
  Епархиальный архитектор и его строительные комитеты контролировали действия подрядчиков, руководствуясь строительным Уставом и другими техническими документами, выпускаемыми Епархией. Вот, например, как они рекомендуют приготовить раствор для кирпичной кладки:
- Песок для известкового раствора должен быть чистый - без примеси глины, ила и прочего, овражный (шероховатый). Хороший песок, зажатый в горсти, хрустит и не оставляет на ладони пятен.
- Вода для раствора употребляется речная и озерная, так как колодезная годится не всегда.
- Известь средняя требует на 1 объем 2 объема песка. Для гашения её в тесто, нужно 3 объема воды на 1 объем кипелки.
- Приготовленный раствор засыпают сверху слоем песка в 1/2 дюйм толщиной и оставляют на 4 дня до употребления в дело.
- Мерилом для определения силы раствора служит число кирпичей, которые он способен поднять через известное число дней. Лучшим раствором считается тот, который через 3 дня может поднять 9 кирпичей. Раствор, поднимающий 6 кирпичей, считается негодным. При опыте кирпичи сцепляют в столбик до 11 штук, при подъеме столбика за верхние кирпичи, остальные от них отрываются и своим числом определяют силу раствора.
Не могу не упомянуть еще об одном документе, направленном Епархией в 1903 году своему духовенству. Возмущаясь тем, что кирпич, направляемый на строительство церквей, приготовляется прямо из свежедобытой глины и поэтому должен быть забракован, Епархия предлагает:
- Ввиду полной возможности предотвратить зло самым простым, не требующим никаких затрат способом, глина должна быть заготовлена с осени и ссыпана в гряды около полтора аршина высотой. Весной по мере необходимости, определяют требуемое количество, разрыхляют, смачивают и покрывают рогожей, чтобы глина хорошенько прочахла (напиталась водой) в продолжении 2-х дней. И, повторив эту операцию раза три, глину ссыпают в «кабаны» (кучи), и затем уже по мере необходимости, поставляют в мытье.
- Кирпич для кладки церковных стен должен быть надлежащим образом обожженый, хорошо тесаться, при ударе издавать чистый звук, иметь ровный, однородный и одноцветный излом, поверхность ровную, шероховатую, вес — 10 фунтов, в длину — 6 вершков, в ширину — 3 вершка и в толщину — полтора вершка.
На дерево, на сортовое железо, на тесовый и бутовый камень — на все имелись правила освидетельствования и приемки. Были подробные инструкции и о процессе самого строительства. Например, если устройство стен необходимо было продолжить при появлении первого мороза, то кирпичная кладка должна была производиться не на известковом, а на цементном растворе. Надо ли удивляться после этого прочности старинных построек? Кстати, для фундаментов и цоколей многих храмов вокруг Катайска и других каменных зданий взят камень из крупного гранитного месторождения под селом Першинским Долматовского района. Вот когда становится понятным, почему раньше кирпичные здания назывались каменными, а сейчас — кирпичными!
Большинство наших церквей строилось в характерной для православия традиции: прямоугольные в плане с многоярусной колокольней над главным входом и куполом над собственно храмом. В описании таких церквей часто встречается сравнение их с кораблями. И действительно, подьезжая, например, к Катайску с западной стороны и, невольно обращая внимание на далекие, заречные силуэты Никитинского и Ушаковского храмов убеждаешься в верности такого сходства. Эти столетние церкви, пережившие и своих создателей и своих разрушителей, кажется «плывут» по волнам житейского моря с высокой «носовой мачтой» — колокольней и мощной кормой. Вместимость наших церквей, в среднем от 600 до 1500 человек. Толщина стен для средней части в 4—4,5 кирпича, для алтаря в 3 — 3,5 кирпича, а для колокольни в 2,5 кирпича.
Церковь — это молитвенный дом, но это и дом Божий. Постоянное присутствие Его в храме олицетворяет собой святой престол. Этот, возвышающийся посреди алтаря четырехугольный стол, является как бы местопребыванием невидимого Всевышнего. Это святая-святых церкви, важнейшее место в алтаре, который отделяется от остальных частей храма иконостасом. Церковь без престола не церковь. И хотя престол, как и сама церковь посвящены Богу, все же освящаются они и носят потом названия в память того или иного события из жизни Иисуса Христа или Богоматери, а так же бывает в честь какого-либо святого или святых особо почитаемых строителями храма.
И еще один момент, на котором следует остановиться для понимания некоторых различий между храмами. Главное богослужение в жизни верующих — это литургия. В православии она еще называется Обедней. Именно во время этой службы совершается величайшее таинство всей христианской церкви — Причащение. И в нем верующий под видом хлеба вкушает тело Христа, а под видом вина — крови Христовой. Причащение теснейшим образом соединяет верующего с Христом, очищает его от грехов и укрепляет для духовной жизни. Гоголь писал, что Божественная Литургия есть в некотором смысле вечное повторение великого подвига любви. Эпицентром богослужения является святой престол, которому в зависимости от воспоминаемых по ходу службы эпизодов из жизни Спасителя, придается значение то жертвенника, то Гроба Господня, то места Вознесения Иисуса Христа. В связи с этим на одном престоле в один и тот же день не могут быть совершены две или более обедни одним и тем же или разными священниками, ибо Христос принес себя в жертву за людей только однажды и умер на кресте только один раз. Ну а, как быть, если все же в один день необходимо служить не одну обедню? Вот для этого в церкви устраивались приделы, то есть малые храмы, естественно, каждый со своим престолом, пристроенные к главному зданию с северной и южной стороны или выделенные в нем. В Катайском районе были церкви с одним, двумя, тремя и даже четырмя престолами.

Из книги Алексея Васильевича Евсеева "Край родной"

Категория: Религия | Добавил: Абориген (05.04.2011)
Просмотров: 697 | Рейтинг: 1.0/1

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Катайские строители

Архив газеты "Знамя"

ДК с.Петропавловское

Районная библиотека

Ильинский хор

Ансамбль "Беседа"

Статьи
[Советский период]
Катайские строители (1)
[Культура Образование]
История районной библиотеки (0)
[От острога, до революции]
Переплетение судеб (0)
[Культура Образование]
Хор русской песни Ильинского СДК (2)
[Зауралье]
Красная книга Курганской области (растения) (0)

Наша память

Медалисты

ВИА

Народный театр


РадиоTV-онлайн
Рейтинг@Mail.ru
При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт "Катайск - это мой город" обязательна
Copyright kataisk-zayral.ucoz.ru © 2017      Создать бесплатный сайт с uCoz   
Вверх страницы

Вниз страницы