Сайт жителей города и района
Катайск - это мой город
Гость · Регистрация · Вход
ОБЪЯВЛЕНИЯ НА САЙТЕ  ***  ***

Катайский острог

Списки драгун острога

Наши фамилии

Хлебные ярмарки

Катайский ямщик

Наши храмы

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Помощь сайту


Катайск - это мой город


Главная » Статьи » Катайск сегодня » Культура Образование

Академический хор г.Катайска

Что ты хороший песней не докажешь,
Но это можно жизнью доказать.

Е. Евтушенко

   Виктор Дмитриевич Кокшаров.
Когда наступит декабрь, с его морозами, метелями и оттепелями, мы, участники народного академического хора, начинаем в наших дозвонах и встречах говорить о голосе нашей молодости и нашего заветного времени.
   Однажды 25 декабря 1968 года собрались несколько любителей пения и почти на 30 лет стали родными. Мы знаем цену нашей хоровой семье.
   Почему люди собираются и поют, какая духовная сила их объединяет, какая эмоциональная потребность заставляет их быть вместе и петь?
Народное пение – генетическое - от полей, лесов, течения воды, облаков, истории народа и времени, в котором живем. Объединить людей плечом к плечу в народное академическое пение – великая тайна поющей России. Эту тайну мы будем постигать всю жизнь под руководством «Заслуженного работника культуры РСФСР» Виктора Дмитриевича Кокшарова для того, чтобы состоялась одна из лучших страниц истории культурной жизни Катайского района 20 века.Нужен не просто лидер, нужен был самородок родной земли, вдохновенный музыкант Кокшаров.

   В моих глазах В.Д. Кокшаров остался собранным, точным, элегантным, всегда подготовленным к репетиции, с великолепным чувством юмора, если требовало дело - бунтующим и конфликтным - большая музыка не доступна слабым. В.Д. Кокшаров пришел в зауральскую культуру бескорыстно и навсегда. Он - яркий пример пропаганды классической музыки и лица интеллигенции 60-80–х годов в развитии культуры и просвещения Катайского района. Жить и не петь для него было невозможно. Искал себя. Создавал себя, смеялся и плакал, торжествовал в музыке, нас за собой увлекал, с ним было не просто, оторваться невозможно. Дело русского музыканта-просветителя знал блестяще, служил ему беззаветно. Создание, народного академического хора в Катайске, это его и наша сбывшаяся мечта. Время ему по-настоящему «спасибо» не успело сказать за его дар, но Господь знает, кого и зачем пометить. Как показало время, сила таланта и организатора решает все. В.Д. Кокшаров - человек огромной внутренней цели и силы.

   В профессии Виктор Дмитриевич был безупречен. Как почтительно он выслушивал разбор певческой культуры хора, а это было подробно по каждой партии произведения. Как уважительно он относился к деревенскому зрителю. Приезжаем мы в захудалый деревенский клуб. Холодина, зрителей мало. Клавдия Ивановна говорит: «Витя можно белые платья надевать не будем, да и зрителей человек десять». Отвечает: «Нет, а вдруг в зале сидит будущий Витя Кокшаров». Требовал ответственности равной, что в больших концертных залах, что в самой маленькой деревне. Однажды в Новосибирске на концерте профессор Новосибирской консерватории воскликнула: «Какие у него руки замечательные, с такими руками симфоническим оркестром дирижировать надо» Совсем стареющий, больной, он, когда играл симфонический оркестр по радио, вставал и дирижировал. Как была нам понятна тоска его по высокому искусству. С нами была великая музыка России и зарубежная хоровая классика. Все искрилось и пело в нашей судьбе. Настоящим смыслом, приютом его мятежной душе была только музыка.
    ХХ век сделал свой конкурсный выбор. Какая солнечная, светлая музыка была им лично пропета! Сколько романсов подарил он зрителям, как переполнено его сердце было музыкой! Романсы сможет по-настоящему спеть только правдивый в музыке певец. Он умел донести до зала щедрые движения своей души. Музыкой пророс в памяти и в сердцах всех, кто слышал его трепетное отношение к родной земле, к музыке.

   Шло время, старел и болел Музыкант.Наступали кризисные времена 90-х. Насколько беспощадным и бездарным были годы работы с кадрами, но душа музыканта не сдавалась и искала ответа. Его творческим пристанищем стало Боровое, но и там он создал прекрасный ансамбль, а дуэт с Ириной Смирновой снова стал показательным качеством работы музыканта. Транспорта для него, конечно, не нашлось. С ампутированной на половину ногой он ходил пешком в Боровое. Сердобольные таксисты Катайска взяли над ним шефство, да участник академического хора Александр Лесников считал своим долгом возить его. В насквозь продуваемом ветрами домишке в Ильинке по ночам расписывал ноты музыкант, не замечая, что к утру в ведре вода льдом покрывалась. Но ни у кого не оставалось сомнения, кто поедет на очередной фестиваль «Богат талантами Урал».
   Приведу один классический показательный пример отношения к музыканту: извозчики покрыли соломой улочку Милана, чтобы не мешать слабеющему Верди создавать его бессмертную музыку. Начало 21 века, время трудного обретения и пишу я об этом с единственной целью, что только знание традиции лучшего в культуре прошлого обеспечит процветание будущего. Где-то прочитала, и трудно не согласится: «Россия настолько богата талантами, что позволяет их не замечать и быть нищей… ». Печально.

До сих пор слышишь его голос.

«Были пути мои трудные, трудные»
«Где ж вы печали мои…..?»
«О чем не поплакал, о том не споешь ….»

    Жизнь менее гармонична чем музыка, на то она и музыка, чтобы делать человеческую жизнь возвышенней и чище. И молодость, и седины свои он посвятил музыке и зауральской земле.
Академический хор Катайска – заповедная зона культуры. Было на кого равняться, было кого стыдиться. Так пела и жила наша молодость:

«В свой последний час я скажу скорбя
И на жизнь свою оглянусь.
Малым зернышком упаду в тебя,
Спелым колосом вернусь…»

   Когда не стало В.Д. Кокшарова, утрата была невыносимой. Я поехала навестить его жену Надежду Ивановну (он о ней с любовью пишет в дневниковых записках) в Ильинку. Сиротливо лежали сборники произведений с незаконченными пометками: «надо расписать, разучить, обязательно спеть, подготовить к конкурсу, вот бы спеть?» и т.д. Не сбылось. На нотах лежала маленькая книжечка, а на ней написано: «Я вернусь к вам песней». Так у меня оказался архив В.Д. Кокшарова, где в его дневниковых записках есть размышления о нас, хоровиках. Сохранить все, что было дорого музыканту, было им хранимо и в его сердце задержалось - стало моим долгом. Его посыл в будущее - «Я вернусь к вам песней» – надежда. Надежда на то, что кто–то пойдет его музыкальной дорогой. Так возникла необходимость рассказать о нем, чтобы не померкло имя музыканта, так необходимого для будущего понимания и поисков путей развития катайской культуры.
   Чем дальше уходит время, тем выше вырастает пример личности музыканта. Многогранность его таланта, блистала в Катайском народном театре. Его перевоплощение, артистизм, его юмор мы видели и удивлялись этому не раз.
Приведу всего один пример. На Всероссийском смотре в г. Свердловске (Екатеринбург) главный режиссер мечется среди коллективов, ищет дирижера из Катайска. Показываем на В.Д. Кокшарова. «Да что вы мне какого-то Щукаря показываете?» Через 15 минут Владимир Дмитриевич отлакированный, фрак, бабочка, загримированный, элегантный, безупречно готовый выйти на сцену, артистично глядя в зеркало, говорит: «Какой дурак сказал, что я не красивый?». Потрясающее перевоплощение.

   Нас в XXI век вошло не так уж много тех, кто больше 20 лет пел в хоре, 10 лет, 5 лет: Аксенова А.Г., Аксенова И.В, Абрамов Е.Г, Игнатьев А.Г., Ионина Г.ИТ., Акулова Н., Брызгалова В.П., Брызгалов Г.Н., Плотникова А.Н, Половинкина Л.М., Нестероваа Н.А., Устюжанина З.Н. Антропова Т.А., Лутошкина Р.В., Рахвальчук И.А., Зюзина Н.Ф., Зюзина А.Ф., Шаршина В.И., Гоголина Н.П, Спирина Л.С., Баженов В.Г., Лесников А.,Рогачева Т.И, Кузьменко Г.. Сурина Н, Акулов А., Акулова В.И., Молодцова Н.И., Дербенева Т.С., Князев А, Некишов А., Щепачева Л. Шахматова Р., Солинских Л., Антропова Н.Л., Кокорина Т.А., Свежинин В.В., Нохрина Н.А., Тех, кого нет с нами, более 30 человек. Мы живем дорогой памяти наших песен и наших утрат. В музыке не стали мы прохожими, с нами был наш хор и Кокшаров, да ещё незаурядные руководители.

   Зоя Савельевна Лагунова заведующая отделом культуры Катайского района, соберет вместе талантливую молодежь Катайского района для создания академического хора. Уговорит приехать лучших из области А.Г. Нетесова, М.Е. Лутошкина, Ф.М. Гордиевских - имена, ставшие Катайской легендой. Будет по–матерински опекать, заботится, укреплять во времени и культуре Катайска. Это Зоя Савельевна умела - предвидеть будущее развитие культуры и умела удержать таланты. Она будет стоять в хоре рядовой участницей более 20 лет, бессменной ведущей концертов хора, в смотрах, конкурсах, фестивалях и рядовых концертах. И тогда, когда будет работать в райкоме партии, и когда была заведующей народного образования, не покинула свое детище - академический хор. Ее дикторский голос украшал радиоэфир района и статьи районной газеты «Знамя». Посты, которые она занимала, были ей к лицу.

   Клавдия Ивановна Шмелева - настоящий лидер культработников района и художественной самодеятельности середины и конца ХХ века. Ее пламенный темпераментен не гаснувшим костром горел для всех и, казалось, никогда не погаснет. Кто-то грелся, кто-то обжигался, но нужен он был всем. Оптимизма ее и жизнелюбия на всех хватало. Это Клавдия Ивановна не опоздала и не пропустила ни одну репетицию Катайского академического хора за 27 лет. А когда в ее дом одна за одной беда входила, (не стало мужа, внука, сына), она пришла на репетицию и сказала: «Не могу. Мне без вас не выжить, я хоть посижу с вами» …. Многих хор от трудностей, от печалей спасал. В коллективе любая проблема легче переносится. Она была в хоре рядовой участницей и бессменной старостой хора.
   Были ли конфликты? Да, конечно, были, да так, что Виктор Дмитриевич уехал работать в Тюмень. Клавдия Ивановна нашла силы, слова, понимание. Позвонила ему и сказала: «Витя, я за тобой машину пошлю, давай возвращайся, нельзя нам без тебя в культуре». И вернула. Она умела, если надо, идти на компромисс, ради дела терпения набраться. В год 20-летия ветеранского движения имело место исключительное событие.Председатель райисполкома Виктор Денисович Третьяков издал распоряжение «О создании клубов ветеранов», какое правильное распоряжение, до сих пор выполняется. Это Клавдия Ивановна позаботилась, чтобы работа клубов ветеранов была неформальной. Я видела, как она в свои 80 лет на протяжении 5 часов проводила свадьбу для любимого внука. Пела, поздравляла, все видела, все объяла своей энергией и любовью к внуку.
Долго еще трудно будет представить улицы Катайска без их споров с Зоей Савельевной, без их понимания, вникания во все проблемы города и района. Трудно представить наши встречи с песнями и романсами без голосов Клавдии Ивановны и Зои Савельевны.

   Галина Иванова Ионина вышла на сцену - запели вокруг соловьи! Сколько знаю Галину Ивановну, она пела всегда, ещё в Варгашах на смотрах детской художественной самодеятельности с 6 класса дирижировала детским школьным хором. Не важно, как девочка дирижировала, но это ее счастливая песенная судьба. К ней придёт ее звездный час, когда на первом Всероссийском конкурсе вокалистов, который проходил в городе Сергеевом-Посаде, съедутся лучшие вокалисты России от Сахалина до Санкт-Петербурга, Галина Ивановна получит диплом лауреата за исполнение музыкальных произведений: «Весенние воды» Рахманинова, письмо Татьяны из оперы Евгений Онегин, «Аве Мария» Шуберта. Ария Антониды из оперы Глинки «Иван Сусанин», «Лирическая песня» Ю. Милютина, русская народная песня «Я в садочке была».
Заслуженная артистка России Л.П. Абрамова, доцент кафедры пения Московского государственного колледжа писала: «Мало того, что вы очаровательная, красивая, элегантная, вы обладаете прекрасным голосом. Вы напомнили мне Любовь Орлову и Целиковскую».

"Ликуй, наша Ионина
Сдаваться не спеши
Пока течет, он, грешный,
Неспешный пир души.
Ты пой наша Ионина!
Кто знает, сколько раз?
Еще такой певицей
Судьба одарит нас"

    писал А. Кузьминых

    Мне никогда не забыть, как однажды в 90-е годы, когда постоянно отключали электричество, ее ансамбль «Россияночка» собрались у нее дома петь. Света нет, Галина Ивановна зажгла свечи и сказала: «Давайте будем продолжать работать». Так начиналась ее новая история руководителя народного ансамбля лирической песни «Россияночка».

    В г. Новосибирске на Всероссийском фестивале «Поющая Россия» за нами были закреплены консультанты, куратор и пианистка из Ленинградской консерватории. Перед выходом на конкурс В.Д. Кокшаров вежливо попросил пианистку: «Разрешите, нам на конкурсе будет играть наш концертмейстер». «Да, да, конечно». Секунды, занавес открывается, и на нашей счастливой улыбке в зал улетает на бис и браво «Я люблю тебя, Россия!» - за роялем Галина Фёдоровна Кучина. Как всегда у Кокшарова все по-честному и никаких подставных.
Когда спели хоровую миниатюру «Вот ведь как» за 45 секунд, не только долго не умолкали аплодисменты зала, коллеги дирижеры восхищенно переговаривались: «Где только он выкапывает такой репертуар?»
Чтобы дотянуться до аккомпанирования такой музыки у Галины Федоровны указательный палец был вывернут на 90 градусов - это годы неутомимой игры для академического хора и музыкальной школы. «Наша Пахмутова», звали мы ее. Дружба с Далматовской культурой очень показательна для неревностного отношения к творчеству друг друга. «Песен на всех хватит»,- говорил Кокшаров В.Д.
Далматовцы пели:

"Кто искусству служит рьяно,
Кто в конец измучена,
То сидит за фортепьяно
Концертмейстер Кучина."

   Александр Григорьевич Нетесов – не только непревзойденный солист хора, он был хормейстером хора, руководителем не одного коллектива художественной самодеятельности. Его творчество в педагогическом коллективе требует отдельного разговора. Высокого профессионального уровня он достиг благодаря своей певческой природе. На базе академического хора защитил диплом. Незабываемый период его творчества, когда он руководил народным хором в Боровском и на КНЗ, готовил к смотрам даже ГПТУ. Все, что он делал, было сделано профессионально и великолепно.
Ленинградская консерватория без вступительных экзаменов приглашала его учиться, а на всевозможных фестивалях и смотрах за пределами курганской области, услышав его голос, требовали паспорт и прописку. И. Лещев писал:

"Мне довелось певцом родиться.
Средь сельских пашен и полей
Пришлось по жизни потрудиться
Певцом на сцене для людей
Мои поля, луга родные
Благоуханье буйных трав
Частица малая России
Катайск-талантов щедрый сплав!"

Когда Александр Григорьевич на природе запевал «Вижу чудное приволье, вижу нивы и поля» …. сжималось сердце от радости знать, слышать этот уникальный голос.

   Зюзин Николай Фёдорович. Настоящий талант всегда обращен заботой о будущем. Неоспоримо. Неоспоримо и то, что Катайск во все времена обречен на хорошую культуру, хотя и кризисные времена культура проходила не раз, но будут приходить таланты новые. И это вечно как сама Россия.    Будущее развитие академического пения Виктор Дмитриевич связывал с именем Н.Ф. Зюзина. И прежде всего из его человеческих качеств. У него есть по нынешним временам редкий дар - воспринимать успехи чужие без зависти как свои собственные, есть умение порадоваться за других. На базе академического хора он защитил диплом. Получив музыкальное образование, еще усерднее стал заниматься музыкой, создал прекрасный ансамбль, процветала его «Арена». Один вокальный конкурс юных голосов «Звенят ручьи» для детей и молодежи чего значил в певческой культуре Катайска. «Звенят ручьи» состоялся благодаря творческой дружбе коллектива ЗДК «Гидравлик» и музыкальной школе Л.Я. Блохина, И.А. Лещева. В содружестве окружили профессиональной заботой детей и молодежь любящих сольное и ансамблевое пение. Прежде всего дети были закреплены за музыкантами.
   Николай Федорович без устали прослушивает, помогает. Репетирует, подбирает репертуар, и только подготовленные дети могли выйти на конкурс. Сотни участников, а сколько праздников для детей и взрослых конца 90-х. Из этого конкурса выпростали музыкальное будущее Катайска. Совершенно не случайно из того времени выросли оперные певцы: Лена Богоявленских, Федор Березин, Маша Чужегина не только поступила в Московскую консерваторию, но и стала работать там преподавателем, девочки сестры Кузнецовы не только оказались достойными учиться и жить в Москве.
У Натальи Викторовны Хомяковой очень значимый результат во времени, о котором не сказать невозможно. Это уровень музыкальной школы 90-х годов и начало 21 века. Любовь Молодцова закончила Челябинскую академию искусств - фольклорное отделение. Екимова Настя - студентка Каменск-Уральского педагогического училища - музыкальное отделение, Васильева Светлана работает музыкальным работников в детском саду «Сказка» в Катайске. Безбородова Любовь живет в Ноябрьске, постоянная участница конкурсов, где занимает призовые места по народному пению.
   Результат этих голосов прежде всего сформирован в стенах музыкальной школы и еще в детстве давал общественное звучание, безупречным музыкантом профессионалом была директор Л.А. Стышных. Профессия музыканта становилась привлекательной и стоящей, чтобы ей учиться.    Практически Николай Федорович Зюзин смог доказать, что дети талантливы, что надо увидеть и правильно поддержать.
Лидия Иванова Кузина - классный руководитель в 7 классе, где учился Коля Зюзин, вспоминает открытый урок по теме песен о ВОВ. Коля, аккомпанируя себе на баяне, спел так песню «Темная ночь», что аплодисменты были слышны по всей школе, а кто-то из учителей сказал: «Растет артист». Коля Зюзин с агитбригадами разных лет объездил всю область с 15 лет. Кто будет петь, того слышно с детства.
   По северным метелям разметала талантливую музыкальную молодёжь Катайска. В Салехарде двери Зюзиных открыты для всех приезжающих из Катайска. Живут, спят, как-то устраиваются, помогают найти работу друг другу. Катайская талантливая молодежь как ноты выпадала из музыки Кокшарова в начале XXI века.
Родине поклониться, как с души грех снять. Николай Федорович не просто поклонился прекрасными концертными произведениями из репертуара Виктора Дмитриевича. Им для города Катайска написан и исполнен гимн. С пустой душой гимн не напишешь. Они вопреки всем испытаниям счастливыми смогли стать. Любовь придёт, она не спросит и в плен возьмёт. Любовью к жене Оле пропитана музыка семьи Зюзиных, наполнена творчеством и развитием детей. Ольга Афанасьевна закончила аспирантуру. Не песня рождает любовь, любовью рождается песня.
   К одному из приездов Зюзиных я приготовила ноты из репертуара академического хора. Мне не передать то волнение, тот трепет влажных глаз Н.Ф., это было святое отношение к маэстро Виктору Дмитриевичу, верность и благодарность к академическому хору - за юность, развитие, за любовь к родной земле.

   Есть законы писанные, а есть неписанные. Культура, прежде всего категория нравственная, и каждый выбирает ту крепость, которую хочет взять. Для одного - это соперник, наделенный большими дарованиями чем он, гонимый тщеславием, завистью, властолюбием, он тратит свои силы на то, чтобы побороть своего соперника…. Но есть и другие - цвет человечества, они осаждают и штурмуют единственную крепость - собственную личность, для таких людей жизнь - процесс добывания в искусстве и культуре – банально, но бессмертно. Живу ожиданием и верой в возвращение Зюзиных и надеждой на весенние «Звенящие ручьи». Работа с музыкальной молодежью – проект долгосрочный, нужны не просто идеи и желания, нужны профессионалы, а еще умение подпитываться опытом бегущих лет.

XX век сделал свой конкурсный выбор в Катайской культуре, и без моей стареющей печали я буду продолжать об этом рассказывать. С памятью светлой я пишу об истории академического хора Виктора Дмитриевича. Достойной памяти и благодарности. Он не в землю, он в песню ушел.

"Их души надо мной летят, летят
И помогают, и следят, следят."

Л.М. Половинкина
Продолжение следует

Категория: Культура Образование | Добавил: Абориген (13.05.2016)
Просмотров: 102 | Рейтинг: 5.0/2

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Академический хор

Катайские строители

Архив газеты "Знамя"

ДК с.Петропавловское

Районная библиотека

Ильинский хор

Ансамбль "Беседа"

Статьи
[Советский период]
Катайские строители (1)
[Культура Образование]
Академический хор г.Катайска (0)
[Культура Образование]
История районной библиотеки (0)
[От острога, до революции]
Переплетение судеб (0)
[Культура Образование]
Хор русской песни Ильинского СДК (2)

Наша память

Медалисты

ВИА

Народный театр


РадиоTV-онлайн
Рейтинг@Mail.ru
При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт "Катайск - это мой город" обязательна
Copyright kataisk-zayral.ucoz.ru © 2017      Создать бесплатный сайт с uCoz   
Вверх страницы

Вниз страницы