Сайт жителей города и района
Катайск - это мой город
Гость · Регистрация · Вход
ОБЪЯВЛЕНИЯ НА САЙТЕ:  

Катайский острог

Списки драгун острога

Наши фамилии

Хлебные ярмарки

Катайский ямщик

Наши храмы

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Катайск - это мой город




Радио онлайн

Главная » Статьи » История Катайска » Зауралье

Мокринский Дмитрий Иванович (старец Далмат)


Далматовский Успенский монастырь возник в середине XVII столетия и носит свое название от имени его основателя старца Далмата, в миру Дмитрия Ивановича Мокринского. Родился Д.И. Мокринский в 1594 году в городе-крепости (остроге) Березове, в семье так называемых «служилых по отечеству», «начальных людях, выходцев из рода рязанских дворян. Отец его, Иван Мокринский служил казачьим атаманом, мать — из новокрещённых татарок.

В семье было три сына: Дмитрий, основатель монастыря Далмат. Савватий и Федор, все были обучены элементарной грамоте сколько возможно по тогдашнему времени для сибирского края, воспитаны в боголюбии и Богослужении. Дмитрий был старшим сыном, рос и мужал в суровое время среди боевых будней сибирских казаков, постигая с детских лет искусство военного дела. Служба в XVII веке была пожизненной, брать на которую разрешалось с 15 лет. Как правило, сыновья назначались («верстались») на должности своих отцов или родственников после их смерти. Дожидаясь освобождения окладных мест многие из «неверстанных детей Боярских» служили в конных казаках, выполняя различные поручения воеводской администрации. Дмитрий делал свою карьеру самостоятельно и одновременно со своим отцом. В середине 1628 года семья Мокринских переводится из Березова в Тобольск. Дмитрий назначается на должность городничего, одну из важных из всего административно-управленческого аппарата. И это в 34 года, что свидетельствовало о незаурядных организаторских способностях Дмитрия, его достаточной образованности и наличии к тому времени административной практики.

Здесь Дмитрий прослужил до 1642 года, получая государево жалование — хлебный оклад в 11,5 четверти, чего явно не хватало, чтобы содержать большую семью (в семье было пятеро детей). Приходилось искать иные другие пути дополнительного дохода, И Дмитрий завел собственную земельную запашку. Поэтому жил в Тобольске безбедно, «не велми богат, но жительствуя без великия скудости, дом свой строя во обилии, по своей вере без нужды прилежа церкви»,- как сказал о нем позже его сын Исаак.

По стечению обстоятельств: материальные трудности и житейные — ушла из жизни жена, усугублялись духовными муками — мирская жизнь стала ему тягостной, и Дмитрий пожелал удалиться от мира и посвятить свою жизнь служению Господу Богу. Оставив государеву службу, дом свой и имение, взяв с собой икону Успения Божией Матери, Дмитрий удалился в небольшой монастырь, расположенный в малоосвоенном районе Верхотурского уезда — Невьянский Спасобогоявленский, что на реке Нейве.

Здесь, в монастыре, Дмитрий был пострижен в монашество и наречен Далматом. Вскоре по пострижении он настолько снискал себе любовь и уважение монастырской братии, что его задумали возвести в должность строителя монастыря. Далмат, узнав о намерении братии и по любви к пустынножительству, удаляясь от предлагаемой почести, тайно ушел из монастыря, взявши с собою свою икону успения Божией Матери. Со своей иконою Далмат пришел (1644 г.) на левый берег реки Исети и здесь при впадении в нее реки Течи, в овраге, с северо-западной стороны, у подошвы возвышенного места, называемого Белым Городищем, поселился, выкопав себе «пещеру» (землянку). Далмату было в ту пору от роду 50 лет. Первоначальное место, где поселился Далмат, называлось Исетской пустынью, позже — Далматовской пустыней, и находилось оно на границе владений Тюменского татарина Илигея, отделенное широкой и полноводной рекою под названием Исеть от «ничейной» земли. На этих свободных землях и землях, принадлежащих Илигею, промышляли русские люди «Королевы и Шипицыны сотоварищи» — жители Ирбита и Невьянска. На арендуемых у Илигея землях и водах они в большом количестве ловили выдр, бобров, других зверей, рыбку, и платили ими татарину. Промысел же на свободных землях был бесконтролен.

Приход Далмата на это место был им неприятен, затрагивал их интересы, вызывал раздражение. Снедаемые корыстолюбием, стали они жаловаться Илигею на притеснения Далмата, внушая ему, что инок, поселившийся на его землях, намерен построить монастырь и захватить его вотчину. Возбуждаемый клеветниками, Илигей неоднократно покушался не только разрушить пещеру Далмата, но и самого лишить жизни. И вот однажды Илигей пришел к пещере Далмата и с обнаженным мечом остановился при входе в нее. Но Господь помог преподобному остановить злобное намерение врага. Далмат объяснил Илигею, что он по своей матери из крещенных татар и приходится тому родственником. Услышав это, Илигей смягчился. Но злоба врагов, оставшихся без удовлетворения, начала снова изыскивать средства к погублению Далмата. И зложелатели достигли своей цели: они распалили злобу Илигея до того, что осенью 1645 года он с толпою татар снова двинулcя к Белому Городищу с намерением убить Далмата. Утомленный не малым путем от Тюмени, Илигей остановился на ночлег на правом Берегу Исети напротив иноческой пещеры. Далмат же, как и прежде, оставался без всякой защиты, возлагая все надежды на Бога и Его Пречистую Матерь. И надежда его оправдалась. К сонному Илигею явилась Пресвятая Богородица, и видит татарин благолепную жену в ризах багряных, с бичем в деснице (руке), которая при грозном взоре изрекла: старца Далмата не убивать, зла слова ему не произность и отдать ему всю вотчину с угодьями. Устрашенный сим видением Илигей на утро с толпою своих единоплеменников смиренно явился к пещере Далмата и с Благоговением рассказал ему о чудесном явлении, называя Благолепную жену Пресвятой Богородицей. Далмат же воздал хвалу и благодарение Господу Богу и его Пречистой Матери, явно защитившей его от нападения врагов. После этого Илигей часто посещал Далматово пустынножительство, покровительствовал ему и снабжал дарами. В 1646 году, когда кончился договор с арендаторами, Илигей прибыл на Белое Городище со своими детьми и родственниками, взял с собой Далмата, обошел с ним вокруг своей вотчины и, исполняя повеление Пресвятой Богородицы, отдал всю землю во владение Далмата. В знак особой любви Илигей подарил ему также и свои доспехи — шишак и кольчугу, то, в чем Далмат более всего нуждался. Несмотря на тайное пришествие Далмата в Исетскую пустынь на Белое Городище в необитаемые вроде места, имя его стало известно во всем Приисетском крае и далее. «Миро и под печатию, чем более крепкими, чем более многосложными напитано ароматами, тем обширнее круг, по коему текут от сосуда струи благоухания. И инок Далмат жил в пещере, в краю пустынном, в лесах дремучих, едва проходимых, но жил не в таком забвении, чтобы никому уже, кроме Бога, не был ведом в уединении: отголосок молвы в концах Сибири, огласивших с быстротою его Благочестие, добродетели, неумедлив, проникнут и в пределы России, за хребет каменный. Может быть, те же русские скупщики, тот же Илигей, татарин, рассказывая о подвигах его, о терпении, сделались сначала и нехотя глашатаями этой громкой, столь обширной молвы» — записано в монастырской рукописи. По особому Божьему откровению первым пришел сюда из Нижнего Новгорода ученик старца Дорофея Иоанн. Вслед за ним по глухим лесным тропам, по еле заметным дорогам стали стекаться сюда привыкшие к скитальческой жизни «странники», миряне и монахи. Когда жить в пещере стало тесно, пустынники испросили благословение у Тобольского Архиепископа Герасима Кремлева и построили на возвышенном месте часовню, огородив ее деревянным частоколом. Эта часовня была первым монастырским зданием и Храмом, в котором отшельники денно и ночно возносили молитвы Господу Богу. Но мирная жизнь пустынножителей в 1651 году внезапно была нарушена набегом бродивших по степи калмыков. Они напали на безлюдные берега Исети и Течи, сожгли часовню, увели трех монахов и 17 служителей, увели в плен 20 человек. Сам же Далмат, основатель пустыни, чудесным образом был сохранен среди пожара и насильственной смерти равно как и принесенная им икона успения Божией Матери, которая была найдена после пожара на пепелище во всей целости. Огнем был опален на ней только один угол, к которому притронулась дерзкая рука иноверца.

Вскоре после разорения к иноку Далмату из Тобольска пришел его сын Исаак, в миру — Иван Дмитриевич Мокринский. С того времени они, отец и сын, до конца своей жизни работали вместе. Именно им благословил Господь создать в Зауралье христианскую обитель — форпост православия на восточных рубежах страны.

Далмат и Исаак по Благословению Тобольского Архиепископа Симеона на пепелище часовни поставили деревянную церковь во имя успения Божией Матери. Лично для своих молитвенных подвигов инок Далмат построил в ограде отдельно от Братских келий келью для себя, где жил. В сенях при этой келье он поставил для постоянного напоминания о смертном часе деревянный некрашенный гроб. Этот гроб служил для всех живущих в обители и приходящих Богомольцев наглядным пособием о приходе смертного часа и загробной жизни.

Далматовский успенский монастырь, основанный на землях татарского мурзы Илигея, явился первой территорией русских в чужеземном крае. Ведя миссионерскую деятельность, монастырь мирным путем осваивал пустынные Безлюдные места, расселяя привыкающих христиан в создаваемых поселениях и деревнях.



Источники:
Официальный сайт Свято-Успенского Далматовского монастыря
Фотографии Сергея Михайловича Прокудина-Горского (1863-1944) :
Музеи России
Библиотека Конгресса США

Категория: Зауралье | Добавил: Абориген (11.12.2010)
Просмотров: 2308 | Рейтинг: 0.0/0

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]


Игры и танцы
с.Ушаковское XIXв.

"Капустнички"

Перепись 1666 год

Заводской гудок

Сержант Лопатин

Академический хор

Катайские строители

Архив газеты "Знамя"

ДК с.Петропавловское

Районная библиотека

Ильинский хор

Ансамбль "Беседа"

Статьи
[От острога, до революции]
Круговые игры и песни, записанные А.Я. Ко́косовым в селе Ушаковском (2)
[От острога, до революции]
Незаконнорожденные дети и отношение к ним русских крестьян (0)
[От острога, до революции]
Служилые люди Катайского острога по Переписной книге Верхотурского уезда 1666г. (0)
[Советский период]
Заводской гудок (1)
[Герои-катайцы]
Дорога сержанта Лопатина (3)

Наша память

Медалисты

ВИА

Народный театр

Рейтинг@Mail.ru
При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт "Катайск - это мой город" обязательна
Copyright kataisk-zayral.ucoz.ru © 2020      Создать бесплатный сайт с uCoz   
Вверх страницы

Вниз страницы