Сайт жителей города и района
Катайск - это мой город
Гость · Регистрация · Вход
ОБЪЯВЛЕНИЯ НА САЙТЕ *** ***

Катайский острог

Списки драгун острога

Наши фамилии

Хлебные ярмарки

Катайский ямщик

Наши храмы

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Катайск - это мой город




Радио онлайн

Главная » Статьи » История Катайска » От острога, до революции

Круговые игры и песни, записанные А.Я. Ко́косовым в селе Ушаковском
Из материалов Н.П.Шушариной

   Песенная традиция живёт в современном обществе, развивается и подлежит изучению как составная часть народной культуры. Сбережение и развитие народной русской культуры через изучение её в отдельных регионах становится одним из способов осмысления русской культуры в целом.
Культура русских Южного Зауралья сформировалась в результате процесса переселения многочисленных групп из разных территорий России, но основу заложили переселенцы с Русского севера.

   В Российской национальной библиотеке (г. С-Петербург) находится экземпляр книги Александра Яковлевича Ко́косова «Круговыя игры и песни въ селе Ушако́вскомъ», напечатанные по распоряжению Русского географического общества в 1869г. [1].
Почему А.Я. Ко́косов сделал этнографические записи именно в селе Ушако́вском?

   Село Ушако́вское первоначально носило название Панкратьевская курья. Это поселение, состоящее из трёх дворов, было зафиксировано переписью 1682г. и приписано к Катайскому острогу [РГАДА. Ф.214. Оп.5. Д.261. Л.1270-1284].
В 1695г. селение называлось Панкратьевской заимкой, а затем – деревней Филинской, Филинской Ушаковой (1709г.), а с 1719г. называлась д. Ушакова (д. Сапожникова) и состояла в приходе Троицкой церкви с. Катайского. После постройки церкви в 1860г. деревня стала именоваться селом Ушаковским в составе Катайской волости Камышловского уезда Пермской губернии.

В 1864г. в главном храме во имя св. апостолов Петра и Павла был освящён престол и церковь называлась Петро-Павловская. С 1918 г. село входило в состав Камышловского уезда Екатеринбургской губернии, а с 1923г. уезд был в составе Уральской области.
С момента образования Курганской области в 1943г. и по настоящее время село Ушаково входит в состав Катайского района Курганской области.

   Александр Яковлевич Ко́косов принадлежал к замечательной семье Флоринских, оставивших о себе память в истории и культуре катайской земли.
В статье Н.Л. Подгорбунских «Фольклорист А.Я. Кокосов» вы узнаете о его вкладе в культуру Зауралья, но автор практически ничего не сообщает о жизни А.Я Ко́косова. Не даются сведения о его жизни в статье «Династия Флоринских-Кокосовых-Черемухиных», и только сообщается, что братья Александр и Иван принадлежали к шестому поколению Флоринских-Ко́косовых и служили в церкви.

   Согласно «Справочной книги всех окончивших курс Пермской духовной семинарии» (издание И. Шестакова, 1900 г.) Яков Ко́косов (отец братьев Ко́косовых) в 1840 году закончил Пермскую духовную семинарию, а затем начал службу в Вознесенской церкви с. Крестовского Камышловского уезда Пермской губернии. В этом же году женился на Марии Марковне Флоринской, отец которой служил священником в Казанско-Богородицкой церкви с. Песковского (совр. Верхние Пески) Шадринского уезда.
В 1844г. у четы Кокосовых родился Александр, в следующем году – Владимир, в 1847г. – Иван.
В 1848г. случились трагические события, в которые был вовлечен Я.Э. Кокосов. Взбунтовавшиеся крестьяне с. Крестовского протянули его несколько раз подо льдом озера из одной проруби в другую. Священник погиб, а крестьян потом жестоко наказали [9].
Странный поступок православных крестьян объясняется тем, что в представлении народа священник персонифицирует сакральную власть, мифологическая функция которой состоит в ответственности за материальное благополучие народа, предотвращение эпидемий, стихийных бедствий, неурожаев и т.п. Погружение в воду священника тождественно по семантике ритуалам «поения» языческих кумиров, известных в истории славян под именами Збручский идол, идол Перуна (подробнее см. Подгорбунских Н.А. Предания о Картофельном бунте как источник изучения мировоззрения государственных крестьян Зауралья XIX века (на материалах архива В.П. Бирюкова).

   Мария с сыновьями перебралась к отцу в с. Песковское, где её дети росли под покровительством деда Марко Флоринского. Из её сыновей известен как автор рассказов «Рассказы о Карийской каторге» Владимир Кокосов, а о жизни Александра и Ивана информации мало.
В статьях о А.Я. Ко́косове авторы сообщают, что этнографические записи он сделал, будучи священником. В списке духовенства Екатеринбургской епархии 1899 г. можно прочитать, что дьякон А.Я. Кокосов в этом году служил на вакантной должности псаломщика Петро-Павловской церкви с. Ушаковского (псаломщик – звание, утвержденное 16 февраля 1885г., в обязанности которого входит чтение из богослужебных книг, пение на клиросе и участие во всех церковных богослужениях). В этом году ему было 55 лет, и он был в сане, занимающем в церковной иерархии первую, низшую степень священства.
Стали священнослужителями его сыновья Александр и Павел.

   Чем же так ценны этнографические записи, сделанные Александром Яковлевичем Кокосовым?
Значение деятельности А. Кокосова состоит, прежде всего, в том, что он один из первых записал в одном провинциальном селе собрание песен зимнего святочного времени. Он познакомил читающую Россию не только с текстами песен. Он обратил внимание на контекстные связи: зафиксированы место исполнения песен, кинетика, исполнители, календарное время.
Редакторы сборника в примечании отметили уникальность ряда песен или оригинальность вариантов к известным в других регионах сюжетам. Даже для конца 60-х годов XIX в., когда выходило много краеведческой литературы, сборник А.Я. Кокосова уникален. Его работа была отмечена современниками – стараниями РГО был издан целый сборник А.Я. Кокосова «Круговые песни села Ушаковского» (1869). Это единственный случай публикации РГО песен, зафиксированных в одном селе. Некоторые варианты песен были отмечены как наиболее полные и вошли в собрание проф. А.И. Соболевского «Великорусские народные песни» [7].

   Переселяясь на «украинные» исетские земли, наши предки принесли с собой песни и обычаи, которые сохранились в Зауралье, в том числе благодаря краеведам и энтузиастам, таким, как А.Я. Ко́косов.
Песни, записанные А.Я. Ко́косовым в селе Ушаковском, пели мои предки и хотелось бы, чтобы они не забылись.

Н.П. Шушарина


Перейти на страницу книги

Список источников и литературы: (кликнуть)

1. Кокосов, А.Я. Круговые песни в селе Ушаковском // Зап. РГО. – СПб., 1869.
2. Мальцева Н.Н. Зауральские записи песни «Как по морю, морю синему» (от А. Я. Кокосова до наших дней)/«Локальные традиции народной культуры в конце XX века: материалы регион.научно-практической конференции». – Курган, 2002. – С. 84-87.
3. Мальцева, Н.И. Зауральская фольклористика XIX века. Дис. канд. филол. наук. [Текст] – Челябинск, 2004.
4. Мальцева Н.Н. Низовая» фольклористика Зауралья второй половины XIX века/«Емельяновские чтения: Материалы I межрегиональной научно-практической конференции» (Курган, 19-20 апреля, 2006г.) – Курган: Из-во Курганского гос.ун-та, 2006. – С. 152-154.
5. Подгорбунских Л.Н. Фольклорист А.Я. Кокосов/«Земля Курганская: прошлое и настоящее». Краеведческий сборник. Выпуск 4. – Курган. – 1992. – С. 148-150.
6. Селина Н.Е. Диалог как основной композиционный прием хороводно-игровых песен/«Материалы III межрегиональной научно-практической конференции «Зыряновские чтения», (Курган, 23-24 ноября 2005 года) – Курган: Изд-во Курганского ун-та, 2005. – С. 181-182.
7. Фёдорова В.П. Зауральские круговые песни в центральной печати (из истории зауральской фольклористики)/«Емельяновские чтения: Материалы I межрегиональной научно-практической конференции» (Курган, 19-20 апреля, 2006г.) – Курган: Из-во Курганского гос.ун-та, 2006. – С. 150-152.
8. Фёдорова В.П. Песенный репертуар зауральского посёлка Стеклозавод в первой трети XX века/Вестник Челябинского государственного университета. – 2012. - №23 (277). – С. 112-116.
9. Черемухина Е.М., Король Г.А., Блохина В.С., Федотова В.П. Династия Флоринских-Кокосовых-Черемухиных. – 2006. – 44 с.
10. Шушарина Н.П. Региональные варианты песни «Сидит дрёма…» (от А.Я. Кокосова до наших дней)/«X Зыряновские чтения: Материалы Всероссийской научно-практической конференции», (Курган, 6-7 декабря 2012 года) – Курган: Изд-во Курганского ун-та, 2012. – С. 167-170.

Источник: Отворитесь, широ́ки ворота́!.. Этнографические материалы, записанные А.Я. Кокосовым в селе Ушаковском/Авт-сост. Шушарина Н.П. – Салехард, ЗАО «Спейб», 2016. – 126 с.

Категория: От острога, до революции | Добавил: Абориген (04.06.2019)
Просмотров: 108 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/1

Всего комментариев: 2
1 Провинциалка   (05.06.2019 22:57)
Автор статьи пишет:"а с 1923г. уезд был в составе Обь-Иртышской губернии".
В составе такой губернии населённые пункты Катайского района никогда не были! - были в Уральской области, Челябинской
0  
2 Абориген   (06.06.2019 17:47)
Списался с автором.
Привожу слова Надежды Петровны дословно:
"Выразите сожаление от моего имени, что "закралась" ошибка. Действительно с 1923 года село находилось в Уральской области."

p.s. Спасибо Н.П.Шушариной за предоставленные материалы и Провинциалке за уточнение.
В статью будут внесены соотв. изменения.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Игры и танцы
с.Ушаковское XIXв.

"Капустнички"

Перепись 1666 год

Заводской гудок

Сержант Лопатин

Академический хор

Катайские строители

Архив газеты "Знамя"

ДК с.Петропавловское

Районная библиотека

Ильинский хор

Ансамбль "Беседа"

Статьи
[От острога, до революции]
Круговые игры и песни, записанные А.Я. Ко́косовым в селе Ушаковском (2)
[От острога, до революции]
Незаконнорожденные дети и отношение к ним русских крестьян (0)
[От острога, до революции]
Служилые люди Катайского острога по Переписной книге Верхотурского уезда 1666г. (0)
[Советский период]
Заводской гудок (1)
[Герои-катайцы]
Дорога сержанта Лопатина (3)

Наша память

Медалисты

ВИА

Народный театр

Рейтинг@Mail.ru
При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт "Катайск - это мой город" обязательна
Copyright kataisk-zayral.ucoz.ru © 2019      Создать бесплатный сайт с uCoz   
Вверх страницы

Вниз страницы