Сайт жителей города и района
Катайск - это мой город
Гость · Регистрация · Вход
ОБЪЯВЛЕНИЯ НА САЙТЕ  ***  ***

Катайский острог

Списки драгун острога

Наши фамилии

Хлебные ярмарки

Катайский ямщик

Наши храмы

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Помощь сайту


Катайск - это мой город


Главная » Статьи » История Катайска » От острога, до революции

Деревни на реке Тече
Часть 1: На землях Далматовской вотчины

С самого начала заселения края русскими территория современного Катайского района относилась к разным административным единицам: южная часть – долина реки Течи - первому русскому поселению в наших краях - Далматовскому монастырю (осн. 1644г.), северо-западная часть – Катайскому острогу (осн.1655). Первым было основано Теченское поселье - современное с. Верх-Теча., после того как в 1669 году богатый тюменский татарин Емельций Бурашев отписал по раскладной записи правую сторону реки Течи основателю монастыря Далмату. Располагалось оно в 47 верстах на юг от монастыря (1). Долгое время рост населения в поселье сдерживался из-за частых набегов местных кочевников. Так, «в 1710 г. на этом поселье сожжены ордою изба, скотный двор и колесчатая мельница»(1, с40) Но постепенно заселяется и само поселье и его окрестности, в основном крестьянами из ближних к монастырю деревень. И в 1719г. при очередной дворовой переписи были обнаружены и переписаны новые деревни к юго-западу от монастыря: Бисерова, на правом берегу Течи,… в 27 верстах от монастыря… 2 крестьянских двора; первым поселился сюда от ключа пашенный крестьянин Афанасий Константинов Коновалов. Савинова или Дубасова, на правом берегу реки Течи… , в 30 верстах … основателем был из села Николаевского Сава Семёнов Дубасов.

Анчугова, на обоих берегах Течи,…в 47 верстах, из трёх дворов первый двор был крестьянина Анфилохия Анфимова Анчука.

Лобанова и Ложечный бор, по обоим берегам Течи, …в 55 верстах от монастыря, основателем ея был крестьянин Аника Артёмьев Черемных с Притыки … было в 1719году 2 двора.

Эти факты взяты из книги Григория Степановича Плотникова «Описание мужского Далматовского Успенского общежительного третьеклассного монастыря и бывшего приписным к нему женского Введенского монастыря»(1, 36), над которой он работал в 19 веке (годы его жизни 1792-1869). Краеведы-историки в вопросе заселения наших деревень чаще пользуются этим раритетом, чем первоисточниками и в своих авторитетных изданиях цитируют эти строки – достаточно назвать «Историю Курганской области» (т. 5 – стр.19) и прекрасную книгу далматовских краеведов «Край по имени Далмата», т.1 (стр. 24) . Эта книга Г.С. Плотникова в своё время и для меня первая открыла тайны истории родного края. (Спасибо шадринским краеведам за переиздание!) Но обращение же к первоисточникам приоткрывает другие факты, более интересные. Итак, монастырская дворовая перепись 1719 года Дмитрия Рукина (2), достоверность которой в 1722 году подтвердил правительственный чиновник-переписчик князь Солнцев-Засекин (3). Да, сам факт заселения деревень достоверен, но фактические исторические тонкости и дополнения, на мой взгляд, будут интересны многим моим землякам. В вышеописанном это касается истории заселения моей родной деревни Лобановой. Сравним: у Плотникова читаем: «Лобанова и Ложечный бор … основатель Черемных с Притыки». При знакомстве же с самой переписью оказалось, что д. Лобановой нет; и не Ложечный бор, а «Ложечные дворы на верху речки Течи»(4) И основатель деревни Аника Артёмьев Черемных (ой- ?) не из д. Притыки (это деревня в 6 верстах от монастыря – ныне с. Красноисетское), там просто проживали его однофамильцы (5), а, видимо, сбежавший со строгановских заводов: в переписи 1744г.записано, что его потомки отписаны в контору барона Строганова (6). Самого Аники Артёмьева живого, вероятно, уже не было, ведь по переписи 1727года ему было уже 80 лет. И интересное дополнение: основатели всех деревень были уже преклонного возраста и пришли на нашу землю со своими сыновьями, зятьями, сватами … Во дворе с Аникием записаны два его взрослых сына Степан и Иван (23 и 34 лет), зять Филипп 50 лет… Вторым двором поселился также Аникин сын Семён 40 лет… (Типичной фамилией из первопоселенческих стала для нашей деревни фамилия Девятков). Основатель д. Анчуговой 60-летний Анчук пришёл на нашу землю с двумя сыновьями Андреем и Леонтием, со сватом Гаврилом Сосна и зятем Осипом… Сава Дубасов 80 лет пришёл с 3 сыновьями … (Основатели Дубасово и Анчугово числились за монастырём и по переписи 1710 года). Около 1727 году Сергей Шемякин проводит очередную перепись вотчины (7). Интересным открытием здесь стало то, что основатели некоторых деревень сказали себе другие фамилии. Осмелюсь предположить, что их переписчик Сергей Шемякин спрашивал «Откуда вы?», и они отвечали: Аника (Черемных) – Усольцев ( т.е с Усолья), Анфилохий (Анчук) – Чудинов (с европейского северо-запада). Находка для генеалогов: Анчуговы и Чудиновы – одного рода! Интересно и то, что моя деревня названа уже именем первопоселенца Аникина, а д. Дубасова - Савина, записанная в первом случае по фамилии основателя, сейчас по его имени Сава . Появилась и новая деревня – Карпушина, состоящая из одного двора, первым в котором записан монастырский служка Карп Каланин сын Пермяков 40 лет с сыновьями 20 и 3 лет… записан также у него на подворье бобыль Павел Савельев Лихачёв с семьёй… (7,.л117) В предыдущую перепись они были записаны как вкладчики при монастырском казённом дворе Верхтеченского поселья. Мои земляки, читающие эти строки, отметят: «Так, Пермяков и Лихачёв – это характерные фамилии для д. Бугаевой!» Да, но в данной переписи такой деревни нет, хотя Г. Плотников отметил: «С 1719 по 1727 год устроена деревня Бугаева, на правом берегу реки Течи, к юго-западу, в 10 верстах от монастыря. Сначала двором поселился сюда крестьянин Карп Михаил Бугаев с Нижнего Яру, а потом ещё до 1727 года присоединились к нему три двора»(1, с36) По переписи Сергея Шемякина основатель Бугаевой проживает ещё в Нижнем Яре. Но к этому же году относится другой «Подворный список …» (8) Вот в нём уже записана д. Бугаева (8, лл 58об, 59), к ней приписаны и жители ранее переписанной деревни Карпушиной. Аникина деревня записана уже как Ложечный бор (8, л 61).

Часть 2: Деревни – как бусы на нитке

Дальнейшего заселения деревень по р. Тече по вкладным книгам Далматовского монастыря найти не удалось. Но вот карта 1735г. Уместно сравнение Мамина-Сибиряка - словно бусы на нитку нанизаны деревни на р. Течу! Поднимемся вверх речки: Бисерова, (Дубасовой (Савиновой) почему-то нет), Бугаева, Карпушина, Заимка Долматова монастыря (т.е. Теченское поселье), Аншукова, Лошешно, Лобанова, Новая, Пески, Щербакова, Борова, Чучуни (?) - и всё – приграничная речка Межевая. За исключением Щербаковой и Чучуни, деревни расположены на правой стороне Течи. Между д. Аншуковой и речкой Межевой (которая была границей между монастырской вотчиной и землями Катайского острога (позднее Окунёвского дискрита), а сейчас граница между Курганской и Челябинской областями!) сейчас расположена одно с. Лобаново, а по карте 1735г целых 7 (семь!) деревень! Откуда их столько много? Как они заселились? И если деревню Лобанову мог основать выходец из д. Нижний Яр (расположена близ Далматово и там проживали Лобановы), и позднее она встречается в монастырских документах, то о других селениях упоминаний нет. Разгадкой стало дело о межевых спорах 1731-32гг(9). Согласно изученным документам, поселенцами на монастырских землях стали крестьяне с Окуневского дискрита. Из донесения Тобольскому губернатору в январе 1731 года (9, с17): «…окунёвские крестьяне самовольно поселились, … самовольно построили деревни, … межу сломати…амбар поставили на его архимадритской речке, на другом берегу ещё мельничный амбар поставили, пашни пашут, на Его угодье сено ставят, весной построена окунёвцами с его архимад.. крестьянами дворами два.. межа сломана … послано ея и Императорскому величеству Указ.. поселилось семь дворов …» Но вышестоящиму начальству слали челобитные и окунёвские крестьяне и в результате «повелено полковнику Ивану Овчинникову здесь на упомянутой речке в его архиеревой вотчине земле возле Межевой речки и у грани её селиться дворами, сена косить, рыбу ловить…» (9,с20). Так вот откуда появилась будущая д. Белоярка (Сырникова) – Воронина тож!, которая совсем не была схожа с нашими деревнями: не упоминалась во вкладных книгах монастыря, фамилии их не характерны с нашими, да и говор их отличался от нашего северного… (в 1960-61гг эта деревня была сселена по программе «Маяк»). С прежних окуневских мест съехали крестьяне большей частью из-за «разорения казачьей орды». Но и здесь было неспокойно. В 1736-37гг. деревни не однажды подвергались нападению то киргиз-кайсаков, то башкир… «28 апреля 1736г. башкирцы разорили вотчины монастырской деревни Карпушину выжгли, из Шипициной и Лобановой много людей и скота отогнали, много людей убили до смерти…крестьяне из близлежащих деревень к Теченскому поселью съехались в оное…»(10). Были и другие набеги, и в результате многие деревни не стали существовать. Оставшиеся в живых жители разбежались. Одни поселились под крылом Верхтеченского укрепления, другие углубились дальше – как на север, ближе к Катайскому острогу, так и на юг - к Теченской Белоярской слободе (ныне с. Русская Теча Челябинской области), «застроенной в 1682 году с острогом на правом берегу Течи, над Белым Яром, слободчиком Катайским крестьянином Иваном Синицыным, в стороне степной» (1, с 31).

Часть 3: «Второе дыхание» деревень

Вторым рождением деревни обязаны переведённому в 1743г. в Верх-Течу из Далматово Введенского женского монастыря. Из Тобольска на места высылаются Указ за Указом (11), согласно которому в Теченское поселье из окрестных деревень должны быть переселены самые лучшие и трудолюбивые мужики для ремонта хозяйственных построек, для обслуживания - охраны колодниц… «избами селить несколько семей.., пристроить кельи, …починить ворота…пока оные монахини в том поселье будут обитаться, определити к ним самых лучших крестьян, добрых людей …» (11, с 1об,2.) И поселье заселилось. И вновь в основном крестьянами из многолюдных к тому времени деревень близлежащих к Долматову монастырю – Верхнеярской, Ключевской… Предположу, что перешли сюда и некоторые крестьяне из Катайского острога (Антроповы, Казанцевы из выселки Казанцевой – стояла в версте от Теченской заимки, ч/з речку Течу.) Миграционным центром, говоря современным языком, стала стоящая в 2 верстах отженского монастыря деревня Анчугово. Но отдалённость от пашенных участков не удовлетворяла мужиков-хлебопашцев, и вновь стали заселяться когда-то обжитые места: «капитаном Черкисовым в нижней провинции против ревизии 1744 года нашлись вновь заселённые деревни Савинова, Бугаева, Лобанова, Басказык, Камышина»(12). Деревни, которые существуют и поныне (кроме первой - переселена по программе «Маяк»).

______________________________________

Интересные примечания: Фамилия Лобанов не характерна для нашего населённого пункта Лобаново, но она и сейчас «активна» в Улугушах нашего района и была распространена в некоторых окрестных сёлах (Р-Теча, Сугояк) Челябинской области. Деревня Лобанова, если учесть, что масштаб карты 1735г. верен, стоит сейчас на месте д. Новой… В наших краях есть урочище Лошешное (ср. Ложечный бор) – расположено между Лобаново и Анчуговой, и до 50-х гг. 20 в. там была мельница - в досоветское время принадлежала Лобаново, а в 30-е гг. восстановлена анчуговцами. Когда-то прекрасно описал урочище Е.И. Галунчиков (Газета Катайского района «Знамя» - 24.06.1997 – с 4.). По карте в р. Течу с правой стороны втекает речка, на нашей памяти её никогда не было, но есть на том месте Большой лог – в большое половодье он становится бурным, настоящей речкой.

________________________________________

1. «Описание мужскаго Далматовского Успенскаго общежительнаго третьекласснаго монастыря и бывшаго приписнымъ к нему женскаго Введенскаго монастыря (Екатеринбургской епархии, Пермской губернии)// составитель Григорий Стефанович Плотников.//издание четвёртое. Екатеринбург. Типография газеты «Урал», 1906 год.// Переиздание. (далее Плотников) – сс 39,40.
2. ГАШ, Ф – И224, О-1, Д- 3157,
3.ГАШ, Ф-И224, О-1, Д-3243, п. 398.
4. ГАШ, Ф-И224, О-1, Д-3157, л 113об.
5. а).«Край по имени Далмата», т 1 - под редакцией Д.С. Грязнова, Т.Н. Лепихиной, Г.А. Пономарёвой Г.А. - Курган, издательство «Зауралье» -2002 – с 50.
б) Интернет: сайт В.А.Могильникова «Перепись 1710 года» - перепись Тобольского уезда
6. ГАШ, Ф И224, О-1, Д- 282, л 68.
7. ГАШ, Ф И224, О-1, Д-3157
8. ГАШ, Ф-И224,О-1, Д-3155.
9. ГАШ, Ф– И224, О-1, Д. 154, лл 17-27
10. ГАШ, Ф– И224, О-1, Д 3243, п.344.
11.ГАШ, ф-И224, О-1, Д240(?) .., лл. 1-9.
12. ГАШ, Ф – И224, О-1, Д-3243, п 725.

____________
ГАШ – Государственный архив в г. Шадринске Курганской области

Бородулина О.Н., краевед, библиотекарь, с. Лобаново

Категория: От острога, до революции | Добавил: Провинциалка (23.03.2012)
Просмотров: 3300 | Рейтинг: 0.0/0

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Архив газеты "Знамя"

ДК с.Петропавловское

Районная библиотека

Ильинский хор

Ансамбль "Беседа"

Статьи
[Культура Образование]
История районной библиотеки (0)
[От острога, до революции]
Переплетение судеб (0)
[Культура Образование]
Хор русской песни Ильинского СДК (2)
[Зауралье]
Красная книга Курганской области (растения) (0)
[Катайск торговый]
Как воспитывались купеческие дети (1)

Наша память

Медалисты

ВИА

Народный театр


РадиоTV-онлайн
Рейтинг@Mail.ru
При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт "Катайск - это мой город" обязательна
Copyright kataisk-zayral.ucoz.ru © 2017      Создать бесплатный сайт с uCoz   
Вверх страницы

Вниз страницы