Катайский острог |
 |
Списки драгун острога |
 |
Наши фамилии |
 |
Хлебные ярмарки |
 |
Катайский ямщик |
 |
Наши храмы |
 |
Онлайн всего: 2 Гостей: 1 Пользователей: 1 Местный
|
|
|
|
В разделе материалов: 45 Показано материалов: 1-10 |
1 2 3 4 5 » |

Просвещенцы из духовенства Кыштымовы-Рычковы
В нашем Катайском районе и его округе живёт немало людей с фамилией Рычковы, и, возможно, родовые корни некоторых из них переплетаются с корнями славной династии просвещенцев из духовенства. Служили на ниве просвещения в начале 20в. Кыштымовы в школах нашего района. И история Кыштымовых-Рычковых может иметь продолжение. |
Заводской или фабричный гудок — большой механический свисток для подачи сигналов.
Появились во второй половине XIX столетия и стали своего рода символом промышленной революции. Гудки находились на заводах и фабриках для оповещения округи (рабочие обычно жили неподалеку от завода или фабрики) о начале и конце рабочего дня. Для этого использовались паровые гудки, аналогичные паровозным, но значительно большего размера, которые устанавливались на крышах заводских котельных.
На Катайском насосном заводе тоже имелся такой гудок. В военную пору, когда эвакуированный из Мелитополя компрессорный завод разместили в Катайске по улице Ленина, гудок был установлен на силовой подстанции (бывшая Богоявленская церковь). |
Район реки Исеть долгое время был рубежом между русским и кочевым миром. Жить на землях по Исети в XVII в. было опасно для крестьянства из-за постоянных набегов кочевников. Продвижение русских на юг приняло форму военной колонизации и первыми по Исети строились остроги, как защита крестьянских поселений. Посылка на длительную службу из Верхотурья годовальщиков сменилась созданием новой категории служилых людей, которые постоянно жили в острогах и слободах – это были беломестные казаки. |
Демографическое поведение русских крестьян XIX века определялось взглядами на семью и детей. Взгляды на брак и брачное поведение базировались на том, что брак – важнейшее условие порядочности человека, а безбрачие – отклонение от нормы.
Незаконнорожденные дети и отношение к ним русских крестьян (по метрическим книгам Казанско-Богородицкой церкви села Песковского Шадринского уезда Пермской губернии 1838-1900 гг.) |
Песенная традиция живёт в современном обществе, развивается и подлежит изучению как составная часть народной культуры. Сбережение и развитие народной русской культуры через изучение её в отдельных регионах становится одним из способов осмысления русской культуры в целом.
Культура русских Южного Зауралья сформировалась в результате процесса переселения многочисленных групп из разных территорий России, но основу заложили переселенцы с Русского севера. |
Вторая половина XVII века... В Москве в 1654 году неожиданно умирает царь Алексей Михайлович, и наступает период беспорядочного правления его наследников: Федора, Ольги, Ивана, а на восточной окраине государства, за Уралом продолжается освоение Сибири, иначе говоря, последовательный захват земель у местных татаро-башкирских племен. В авангарде шли военные стрельцы и беломестные, то есть освобожденные от податей, казаки. Продвигаясь вглубь территории, они оставляли за собой остроги и крепости, служившие оплотом и прибежищем для русских переселенцев от набегов воинственных инородцев. Новой колонии требовались оружие и боеприпасы, предметы первой необходимости, хлеб, соль, и потому освоению неизбежно сопутствовала торговля, в том числе и меновая с туземным населением на рыбу и пушнину. |
В 1910 году Катайск посещает Екатеринбургский епископ Митрофан. Освещая его поездку газета «Екатеринбургские Епархиальные ведомости» в № 41 писала: «Как селение Катайск представляет собой значительный торговый пункт с многочисленными торговыми лавками и магазинами, с большим числом каменных хороших домов и напоминает уездный город». |
Если человек не претендовал на купеческое звание, но желал заняться «бизнесом», он выкупал так называемое промысловое свидетельство, стоившее гораздо меньше гильдейского. Для такой глубинки, как село Катайское, оно стоило (в рублях): на ярмарочный торг — 10, на развозной — 15, на разносной — 6, а за содержание какой-нибудь кустарной мастерской — заводика с небольшим количеством рабочих — 3. Билет, выдаваемый к свидетельству стоил от 2 до 4. |
Кустарное производство — это такая форма труда, при которой работа ведется у себя на дому и изделия предназначены для сбыта на рынке, а не для определенного заказчика, как у ремесленника. Нельзя сказать, что в Катайске этот вид промысла был сильно развит — все-таки основным занятием населения было земледелие. Ну а из тех, которые были в селе, отмечу прежде всего маслобойный промысел. Выделывалось практически только конопляное масло. Сегодня даже и мечтать не приходится о том, чтобы отведать его вкус. |
Дореволюционные источники за редкими исключениями, связанными с неурожайными годами, пишут о селе Катайском как об обширном хлебном рынке. Например, 1902 год: «Катайск выпускает со своих еженедельных базаров по четвергам и пятницам огромное количество хлеба». Как же все это происходило? Заканчивалась уборочная страда, и перед крестьянином вставал один и тот же вопрос: сколько и когда продать? |
|
|
Игры и танцы с.Ушаковское XIXв. |
 |
"Капустнички" |
 |
Перепись 1666 год |
 |
Заводской гудок |
 |
Сержант Лопатин |
 |
Академический хор |
 |
Катайские строители |
 |
Архив газеты "Знамя" |
 |
ДК с.Петропавловское |
 |
Районная библиотека |
 |
Ильинский хор |
 |
Ансамбль "Беседа" |
 |
Наша память |
 |
Медалисты |
 |
ВИА |
 |
Народный театр |
 |
|