Сайт жителей города и района
Катайск - это мой город
Гость · Регистрация · Вход
ОБЪЯВЛЕНИЯ НА САЙТЕ  ***  ***



Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Зарегистрировано на сайте:
Всего: 471
Новых за месяц: 4
Новых за неделю: 2
Новых вчера: 0
Новых сегодня: 0

Из них :
Админы: 1
Помощники админа: 1
Техподдержка: 1
Модераторы: 1
Общительные: 121
Наблюдатели: 85
Пользователей : 251
Неподтвержденные: 10

Логин:
Пароль:

Помощь сайту


Катайск - это мой город



Погода

Гороскоп
гороскоп
Происхождение фамилий Камышловского уезда

Фамилии жителей Камышловского уезда Пермской губернии (по данным исповедных росписей 1822 года).

Материалы для словаря "Уральские фамилии", автор - заведующий кафедрой истории Миссионерского института при Ново-Тихвинском женском монастыре, профессор кафедры истории России УрФУ, председатель Уральского отделения Археографической комиссии РАН, доктор исторических наук Алексей Геннадьевич Мосин.
Из книги мы узнаем о происхождении, значении и истории фамилий Камышловского уезда Пермской губернии. Материалы приводятся по изданию Екатеринбург: Издательство "Екатеринбург", 2000 г., тираж 1000 экз.

Все авторские права защищены! При цитировании текста и использовании его в публикациях ссылка обязательна.

Предисловие

Антропонимика Камышловского уезда

Списки сокращений

Состав приходов Камышловского уезда Пермской губернии на 1822 год




ОСТАНИН. Останя — уменьшительное от Остафий или Остап — разговорных форм канонического имени Евстафий (см.ОСТАФЬЕВ; Унбегаун. С.114; Никонов. С.86; Федосюк. С.167). Утверждение, что «Останя — древнерусское, нехристианское имя» (Бирюков I. С.206), совершенно необоснованно.
В Невьянской сл. была д.Останинская (сейчас с.Останино в Алапаевском р-не), в которой жили крестьяне Петр Алексеевич Остафьев с братьями Онисимом/Анисимом и Василием, Леонтий/Левка Остафьев с сыновьями Семеном (у него был сын Иван) и Михаилом и Семен Остафьев с сыновьями Никитой, Трифоном (у него были сыновья Сергей и Архип), Кириллом (или Киприаном; у него были сыновья Филипп и Макар), Дмитрием, Евдокимом (у него был сын Иван) и Федором (перепись 1680 г.), — очевидно, потомки основателя деревни, причем у двух последних Остафьев, возможно, еще отчество.
Предками Останиных из прихода Клевакинской сл. могли быть крестьяне д.Клевакиной (40:1) — братья Терентий и Иван Никитичи Останины, Архип Трифонович Останин и его дядя Дмитрий Семенович Останин (перепись 1710 г.); судя по всему, все они были выходцами из д.Останинской (см. выше).
Топонимические параллели: с.Останино в Режевском р-не; в Кировской обл. — д.Останино (Лузский, Подосиновский р-ны) и Останинцы (Белохолуницкий р-н); ср.: в 1806 г. грамотный крестьянин Останин учтен в Глазовском у. Вятской губ.
В 1822 г. в Камышлове и в с.Черемховском фамилию носили отставные солдаты, в Клевакинской сл. — крестьяне и солдатка, в деревнях — крестьяне.
Фамилия распространена в Далматовском р-не (Память — 16 чел.), встречается в Богдановичском, Каменском, Камышловском, Тугулымском р-нах, в Нижнем Тагиле, Екатеринбурге (Память; Т 1974).
1:1; 4:6; 13:1; 34:10; 40:1,12

ОСТАФЬЕВ. Остафий — разговорная форма канонического имени Евстафий (греч.«устойчивый»; «хорошо построенный, уравновешенный, крепкий, здоровый»; «твердостоящий» — СРЛИ); см.: Унбегаун. С.46; Федосюк. С.167.
В Верхотурском у. в XVII в. крестьяне Остафьевы жили в д.Останинской в Невьянской сл. (перепись 1680 г.; см.ОСТАНИН).
В пределах будущего Камышловского у. фамилия фиксируется с начала XVIII в.: в д.Чупиной (21:5) поселился пришлый Ефим (Елфим) Васильевич Остафьев (перепись 1710 г.). В числе предков Остафьевых в юго-западных приходах Камышловского у. мог быть крестьянин д.Черемхиной (13:1) Прокопий Елизарович Остафьев, с которым жили сыновья Емельян (умер в 1735 г.), Трифон, Потап и пасынок Федор (II ревизия, 1745 г.).
В 1822 г. в Щербаковской сл. фамилию носили крестьяне и солдатка, в других местах — крестьяне.
Фамилия чаще встречается в написании Астафьев: Пышминский (Память — 17 чел.), Талицкий р-ны, Екатеринбург (Память; Т 1974); в написании Остафьев зафиксирована в Красноуральском р-не (Память).
10:1; 12:1,4; 26:4

ОСТРЕЦОВ. Острец — «окунь» (СРЯ); «растение из семьи злаков»; сиб.«кормовая трава, близкая пырею»; олон.
«рыба окунь» (Даль); псков.«рыба ерш»; «сено, в котором много сорной травы, остреца»; «сено, в котором много болотной травы, осоки» (СРНГ).
Объясняя фамилию Остряков, Ю.А.Федосюк пишет: «Остряк» в старину не совсем то, что в наши времена: не остроумец, а острый, то есть резвый и бойкий человек. Няня Татьяны в «Евгении Онегине» вспоминает про свою молодость: «А то бывала я востра», то есть остра. Это значит не остроумна, а проворна, сообразительна. Слово «острец», образовавшее фамилию Острецов, имело аналогичный смысл» (Федосюк. С.168). Е.А.Грушко и Ю.М.Медведев выводят исходное прозвище из острец — «пырей» (Грушко, Медведев. С.103). Е.Н.Полякова выводит фамилию от одного из говорных значений слова острец – «рыба окунь», «трава с острыми листьями» (Полякова. С.165).
Исторические примеры: «Фомка Острец, крестьянин, 1495; Селивоник Острець, крестьянин, 1495; Острец, холоп, 1495; Ондрейко Острецов, крестьянин, 1495; Острец, холоп, 1539; Яков Острецов, сын боярский, в Смоленске, 1609» (Тупиков); «Острец, несколько лиц, XVI в., Новгород; Давид Острецов, крестьянин, 1502 г., Белоозеро; Алексей Савлуков Острецов, 1608 г., Новгород; Острецовы, вторая половина XVI в. и позже, Кашира» (Веселовский I); Острецовы Семен и Федор, подьячие, XVII в. (Веселовский II).
Предком крестьян Острецовых из д.Рудянской был крестьянин д.Темной (37:8) Прокопий Киприанович Острецов, с которым жили сыновья Антон и Евтихий (Ефтифей), внук («салдацкой сын») Осип и отец Киприан (переписи 1710 и 1719 гг.); возможно, фамилия некоторых его потомков, как и Острецовых из д.Рудянской, писалась несколько иначе — ВОСТРЕЦОВ (см.).
37:6

ОТЧЕСКИХ. Отческий — «принадлежащий, свойственный отцу или отцам, к ним относящийся» (Даль); «отцовский; отеческий» (СРНГ); ср. также: отецкий сын — «законный, не безотний»; отеческий сын — нижег.«не сирота, у кого жив отец» (Даль). При этом отец — не только «родитель, тятя, тятенька, батюшка», но также: «Бог, Создатель, Творец, Отец небесный»; «почет, придаваемый всему духовенству, от иеродиакона до архимандрита, и от диакона до протоиерея, включительно; иерей, священник, поп»; «родоначальник, предок, прародитель»; «благодетель, кормилец, покровитель, заступник» (Даль). Ср.: отческий — «связанный с наследственными, родовыми правами»; «принадлежащий к старинному, знатному роду»; (перен.) «хорошо воспитанный» (СРЯ). Зафиксирована фамилия Отческий (Суперанская, Суслова. С.121).
Прозвище Отческий (Отческой) могло возникнуть в среде служилых и означать сына, верставшегося в службу «в место отца», «по отечеству», что было обычной практикой замещения вакантных должностей на Урале и в Сибири в XVII в., в частности у беломестных казаков. В таком случае, среди предков крестьян Отческих из д.Никитиной могли быть беломестные казаки Катайского или Колчеданского острога. В числе их предков был крестьянин этой деревни Григорий Афанасьевич Отческой, с которым жили сын Иван и его сын Фома; в переписи 1719 г. указан его возраст (разумеется, приблизительный) — 90 лет; не исключено, что прежде он был беломестным казаком. Ср. также: среди жителей прихода Катайского острога были выходцы из Отченской вол. в Тотемском у. (см.СИМОНОВ).
6:6

ОХОРЗИН. Охорза — прозвище, возможно, от хорзать, хорзаться — псков.«чваниться и важничать собою»; ср. также: хорза — «коза-девка, бойкая» (Даль).
В XVII в. крестьяне Охорзины жили в д.Сухневой на р.Мугае в Тагильской сл.: Игнатий Кириллович Охорзин, пришедший в Тагильскую сл. в 1632/33 г., был уроженцем Веркольской вол. в Пинежском у., с ним жили сыновья Фома (с сыном Михаилом), Степан (также с сыном Михаилом) и Артемий; Елисей Евтихиевич (Ефтифеев) Охорзин, поселившийся в слободе в 1662/63 г., был родом из д.Низовской в Верховажской вол. Важского у., у него был сын Яков (перепись 1680 г.). Последние и были предками крестьян Охорзиных из прихода Клевакинской сл.: Яков Елисеевич Охорзин учтен переписью 1719 г. как бобыль д.Мухлыниной (40:11). В д.Грязнухе в 1822 г. фамилию также носили крестьяне.
Фамилия зафиксирована в Красноуральском р-не (Память), в Екатеринбурге (Т 1974).
4:2; 40:11,13

ОХОТКИН. Охотка — «желание» (СРЯ); уменьшительное от охота: «состоянье человека, который что-либо хочет; хотенье, желанье, наклонность или стремленье, своя воля, добрая воля»; «страсть, слепая любовь к занятию, забаве» (Даль); ср.: охотку сдернуть (стешить) — (шутл.) «добиться исполнения чего-либо очень желаемого» (СРГСУ).
Е.А.Грушко и Ю.М.Медведев выводят фамилию Охотин из прозвища с одним из следующих значений: «хоть, похоть, склонность, пожелание, любовь» (Грушко, Медведев. С.323).
Среди предков Охоткиных в приходе Вновь-Юрмытской сл. могли быть крестьянин д.Сопегиной в Киргинской сл. (сейчас д.Сапегина в Байкаловском р-не) Иоанникий (Оника) Михайлович Охоткин и его сыновья Гавриил, Алексей, Иван, Василий и Герасим (перепись 1719 г.).
В 1822 г. особенно много крестьян Охоткиных проживало в д.Пановой, во Вновь-Юрмытской сл. фамилию носил отставной солдат. Фамилия зафиксирована в Талицком р-не (Память — 12 чел.), в Нижнем Тагиле (Память).
26:1,9

ОШИВАЛОВ. Ошивало — прозвище, возможно, от ошивать — смол.«ругать, обзывать, позорить» (СРНГ); ср. также: обшивала — «занимающийся обшивкою чего-либо»; обшивать — «нашивать или пришивать кругом, оторачивать, окаймлять пришивая»; «зашивать что, закутывать и ушивать»; «шить на кого-либо одежду»; обшить дом тесом, досками — (плотницкое) «обить, покрыть и пригвоздить» (Даль); ошивати — «обшивать, обтягивать чем-л.» (СРЯ).
В с.Темновском фамилию носили много крестьянских семей и отставной солдат; их предком мог быть крестьянин Калиновской сл. (33:1) Иван Прокопьевич (Прокофьев) Ошиванов (перепись 1710 г.).
Фамилия распространена в Камышловском р-не (Память — 28 чел.), встречается в Тугулымском р-не, в Екатеринбурге (Память).
16:1

ОШУРКОВ. Ошурки — «вытопки сала, выварки, вышкварки; подонки при скопке масла; избоина, макуха, перегноенная на мыло; остатки, подонки, поскребыши, оборыши, крохи»; ошурковый обед — волог.«состряпанный, на другой день после пира, из остатков» (Даль); ср.: ошуркать — псков., твер.«обговорить»; псков., твер. «обыскать, обшарить» (СРНГ).
Исторические примеры: «Михаил Иванович Ошурок Бороздин, конец XIV в.; от него — Ошурковы; Ошурок, крестьянин, 1540 г., Новгород; Ошурок Иванович Шепелев, 1538 г., Кострома» (Веселовский I); «Ошурок, крестьянин, 1495; Ошурок, холоп, 1539; Степан Ошурков, крестьянин белозерский, 1546; Ошурок, холоп, в Новгородской области, 1556; Григорей Игнатьев сын Ошурок, слуга Вяжицкого монастыря, 1571; Карпушка Ошурков, тюменский стрелецкий пятидесятник, 1652» (Тупиков).
Е.А.Грушко и Ю.М.Медведев выводят исходное прозвище из слова ошурки со значением «подонки, поскребыши, крохи» (Грушко, Медведев. С.323). Иное объяснение фамилии предложено Ю.А.Федосюком: «Ошуром или Ошурком, вероятно, называли в крестьянской семье последнего, родившегося позднее других ребенка» (Федосюк. С.169).
Интересны наблюдения В.А.Никонова, связанные с распространением фамилии: «Характерна география этой фамилии, зафиксированной в 1887-1897 гг. в Зауралье и в Забайкалье. Так как фамилия редка, то наличие ее в двух местностях, разделенных грандиозным расстоянием, свидетельствует о переселении самих носителей этой фамилии из Зауралья в Забайкалье, указывает, откуда и куда шла миграция населения» (Никонов. С.87).
В Верхотурском у. фамилия известна с XVII в.: в д.Роскатинской на р.Мугае (Тагильская сл.) жил ямщик Гавриил Софонович Ошурков с сыном Антоном и внуками Авксентием (Оксенкой), Меркурием, Ефимом и Тимофеем (перепись 1680 г.); известен также стрелецкий сотник Логин Ошурков, 1666 г. (Шишонко III. С.805).
Бытование фамилии в приходе Тамакульской сл. неразрывно связано с д.Ошурковой (15:2, сейчас д.Ошурково в Далматовском р-не Курганской обл.); фамилию носили крестьяне, в самой слободе также солдатка.
Фамилия распространена в Далматовском р-не (Память — 16 чел.), встречается в Камышловском, Пышминском, Ирбитском р-нах, в Нижнем Тагиле (Память), в Екатеринбурге (Т 1974), в написании Ошурхов зафиксирована в Каменском р-не (Память).
15:1,2

ОЩЕПКОВ. Ощепок — в северных, вятских, уральских говорах: «полено, от которого щепают лучину» (см. также: СРЯ); «остаток березового полена, от которого щепают лучину»; «большая щепка; кусок, отколовшийся от полена»; в костромских говорах: «осколок»; «сушеный судак» (СРНГ).
Е.Н.Полякова полагает, что прозвище Ощепок «могли дать худому человеку» (Полякова. С.166), но фамилия могла быть образована и от неканонического имени, ср.: «Ощепок Сумаков сын, писал кабалу, 1501» (Тупиков).
Фамилия (или еще именование по отцу) фиксируется в 1620-е гг. на Севере и в Приуралье: «Ивашко Ощепков, крестьянин сольвычегодский, 1629» (Тупиков); «Крестьянин поч.На Редикорском Городище Ивашка Мартемьянов сын Ощепков, 1623» (Полякова).
Из топонимических параллелей: д.Ощепково в Усольском р-не Пермской обл.
На Среднем Урале фамилия известна с первой четверти XVII в.: в верхотурской Ямской сл. был двор ямщика Афанасия Ощепкова, в деревне ямщиков Ощепковых на р.Тагиле жили «Офонасей да Пятой да Девятой Степановы дети Ощепковы» (перепись 1624 г.; см. также: Преображенский. С.297). В 1623/24 г. возникла Ощепкова Ницынская сл. на р.Нице, «первыми поселенцами были 12 ссыльных, переведенных сюда из Тобольска и Тюмени» (ИУ: Пособие. С.79); но название новая слобода получила по фамилии своего основателя — вероятно, одного из представителей рода Ощепковых.
Упоминаемый выше Пятой (Пятко) Ощепков известен по документам как основатель одной из слобод: «Пятко Ощепков, слободчик в Верхотурском уезде, 1645» (Тупиков; см. также: Шишонко III. С.19); «Да новая слобода, что строит слободчик Пятко Ощепков», 1645 г. (СРЯ); возможно, речь шла о Пышминской сл. (20:1), называвшейся по имени основателя также Ощепковой, Усть-Ницынской (основана в 1645 г.) или Усть-Ирбитской сл. (1642 г.), — в пользу последней версии также есть документальное свидетельство: «Пятко Ощепков, ирбитский слободчик, около 1679» (Тупиков).
Согласно легенде, Пышминская Ощепкова сл. была основана братьями Ощепковыми, «раскольниками из Великого Устюга» (ПЦЕЕ. С.432), хотя слобода возникла в 1646 г., за несколько лет до раскола в Русской Православной Церкви. Ср.: по преданию, «основателями деревень Совиной (20:4 — А.М.) и Тупицинской (Шипуновой, 20:9 — А.М.) были раскольники братья Ощепковы, которые сначала поселились в Пышминской слободе, а потом оставили ее и поселились на новых местах; один из них основал деревню Совину, а другой Тупицинскую» (ПЦЕЕ. С.434).
В переписи 1680 г. среди верхотурских ямщиков, живших в Ницынской сл., упоминался Петр Мокеевич Ощепков, уроженец Тагильской сл., с которым жили сыновья Иван, Федот и Герасим и брат Василий с сыном Никифором; в Арамашевской сл. была д.Ощепкова (сейчас д.Ощепково в Режевском р-не), в которой жил крестьянин Василий Родионович Ощепков, родившийся в вотчине именитого человека Федора Строганова — в д.Нижних Лугах Соликамского у. — и пришедший в Арамашевскую сл. в 1668/69 г., у него были сыновья Федот, Иван, Никон и Павел (перепись 1680 г.).
В Пышминской (Ощепковой) сл. жили: уроженцы Ницынской сл., братья — беломестный казак Алексей Федотович Ощепков (известный также как кречатий помытчик – см.: Очерки. С.52) с сыновьями Юрием, Михаилом и Кузьмой, и крестьянин Михаил Федотович Ощепков с сыновьями Иваном и Лаврентием (Лаврушкой); в той же слободе в д.Бродовской поселился уроженец Пышминской сл. крестьянин Иван Сидорович Ощепков с сыновьями Леонтием (Левкой) и Василием, в д.Подволошной — крестьяне Прокопий (с сыновьями Григорием, Михаилом и Исаком) и Потап (с сыновьями Лукой/Лучкой и Гавриилом) Афанасьевичи Ощепковы, сыновья беломестного казака, родом из Усть-Ирбитской сл., в д.Катарацкой (20:18) — захребетник Евстафий (Остафий) Афанасьевич Ощепков, родившийся в Пышминской сл. (перепись 1680 г.).
Ощепковы из Пышминской сл. неоднократно упоминаются во вкладной книге Далматовского монастыря. В 1679 г. крестьянин Афанасий Ощепков стал пострижеником монастыря (в иночестве — Агафоник); в 1682 г. сделал вклад в монастырь «кречатной помыкалщик» Афанасий Афанасьевич Ощепков, в 1684 г. — «Афонасья Ощепкова старуха 1 рубль денег по своей души», в 1687 г. — крестьянин Степан (Стефан) Афанасьевич Ощепков (на помин души матери), в 1691 г. — Прокопий Афанасьевич Ощепков, в 1699 г. — Потап Ощепков (Манькова. С.32,46,47,62,81,133).
В 1822 г. в приходе Пышминской сл. фамилию носили крестьяне (семья Ощепковых в самой слободе и одна из семей в д.Шипуновой были старообрядческими); в Пышминской сл. фамилию носила также солдатка, во Вновь-Юрмытской сл. — отставной солдат.
Фамилия распространена в Пышминском р-не (Память — 21 чел.), встречается в Камышловском, Талицком
р-нах, в Екатеринбурге (Память; Т 1974).
20:1,4,6,9; 26:1



Академический хор

Катайские строители

Архив газеты "Знамя"

ДК с.Петропавловское

Районная библиотека

Ильинский хор

Статьи
[Советский период]
Катайские строители (1)
[Культура Образование]
Академический хор г.Катайска (0)
[Культура Образование]
История районной библиотеки (0)
[От острога, до революции]
Переплетение судеб (0)
[Культура Образование]
Хор русской песни Ильинского СДК (2)

Телефонный справочник

Транспорт


Официальные сайты
  • Сайт Президента РФ
  • Сайт Государственной Думы РФ
  • Правительство Курганской области
  • Курганская областная Дума
  • ГУ МЧС России по Курганской области
  • Администрация Катайского района
  • Администрация города Катайска
  • Центральная районная больница
  • ТП УФМС в Катайском районе
  • Катайский районный суд
  • Судебный участок №9
  • Судебный участок №10
  • Районный краеведческий музей
  • МУ "Управление образования"
  • ДК с.Петропавловское
  • Сайт МКОУ "Боровская СОШ"
  • Дошкольные ОУ
  • Детский сад "Сказка"
  • Детский сад "Тополёк"
  • Детский сад "Алёнушка"
  • Детский сад "Берёзка"

  • РадиоTV-онлайн
    Рейтинг@Mail.ru
    При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт "Катайск - это мой город" обязательна
    Copyright kataisk-zayral.ucoz.ru © 2017      Создать бесплатный сайт с uCoz   
    Вверх страницы

    Вниз страницы