Сайт жителей города и района
Катайск - это мой город
Гость · Регистрация · Вход
ОБЪЯВЛЕНИЯ НА САЙТЕ  ***  ***
Страница 20 из 27«1218192021222627»
Модератор форума: Ромашка 
Форум » История События Люди » Документы нашей истории » Из глубины веков (Всё, что связано с родным краем)
Из глубины веков
Сажаев Среда, 17.06.2015, 12:04 | Сообщение № 191
Старожил
Группа: Общительные
Сообщений: 503
Статус:
Цитата Провинциалка ()
они очень бедные - в обоих по 7 дел

Провинциалка, а Вы не подскажете, где можно посмотреть опись фонда Шадринского архива.
Я еду в Катайск, но предварительно хочу заехать в Екатеринбург и пару дней поработать в ГАСО.
Хочу посмотреть Духовные росписи Прокопиевской церкви. Нашёл два дела:
Ф261_опись 01_д.2.2 Духовные росписи 1825-1882 (в колонке справа указаны годы 1825-1847)
Ф261_опись 01_д.6.6 Духовные росписи 1858-1863 (1848-1851)
Мне не понятно, есть ли там деревни Медведева и Булыгина, или только Никитинское?
И ещё, меня смутило название фонда:
"Прокопиевская церковь Пермской епархии в с. Никитинском Шадринского уезда Пермской губернии /с. Никитинское Шадринского уезда Пермской губернии (1822-1918 гг.)"
Не понятно, почему Шадринского уезда, а не Камышловского. Может в Шадринском уезде была одноимённая церковь и село?
Вы можете развеять мои сомнения?
[p.s.]Описи по Шадринскому архиву нашёл.


Сообщение отредактировал Сажаев - Среда, 17.06.2015, 17:58
 
Провинциалка Среда, 17.06.2015, 23:02 | Сообщение № 192
Сосед
Группа: Общительные
Сообщений: 218
Статус:
Да, в Шадринском уезде были населённые пункты (знаю два) с таким названием, но это были деревни Никитина, т.е церквей в них не было и жители их были в приходе соседних сёл.
Предположу, что фонды формировались в конце 1920-х гг, когда территория нашего района была вся в составе Шадринского округа - потому так написали - Шадринского уезда.
По созвучию из Шадринского уезда близка Неонилинская Прокопиевская церковь - ошибки и у архивистов есть. Но склоняюсь, что всё ж таки это фонд интересующей Вас церкви - первая дата близка к началу открытия храма.
В ежегодных Духовных росписях переписывали всех прихожан и делали отметку - был ли он на исповеди, т.ч. жители Ваших деревень там должны быть.


Сообщение отредактировал Провинциалка - Среда, 17.06.2015, 23:04
 
Сажаев Четверг, 18.06.2015, 10:15 | Сообщение № 193
Старожил
Группа: Общительные
Сообщений: 503
Статус:
Спасибо, Провинциалка. Оказывается, в Исповедные росписи вносили всю семью, в том числе детей с указанием возраста. Взрослым указывали фамилию, имя, отчество. Детям только имя. Получается, что Исповедные росписи - своего рода перепись населения, причём, ежегодная. К тому же, все жители деревни собраны в одном месте, что значительно облегчает поиски. По этим документам можно установить и дату смерти человека. Если в прошлом году он был в списках, а в текущем отсутствует, значит он умер. Дополнительно это можно будет уточнить в Метрических книгах, но просматривать только конкретный год-два, а не все годы подряд. Это - просто клад для генеалогических исследований. Надеюсь с их помощью существенно продвинуться в составлении своей родословной и "Семейного дерева" деревни Медведевой, которое я пытаюсь создать.
 
Абориген Четверг, 18.06.2015, 10:16 | Сообщение № 194
Старейший
Группа: Администратор
Сообщений: 14668
Статус:
Основные виды генеалогических источников, находящихся на хранении в Государственном архиве области

Возрождение генеалогии Курганской области началось в начале 90-х гг. XX в. и к настоящему времени исследователями накоплен определенный опыт в проведении генеалогических изысканий. Ни одно такое исследование, конечно, невозможно без обращения к подлинным архивным документам.
В настоящее время в нашей стране повсеместно наблюдается устойчивый рост интереса к изучению собственной родословной. Веками знание своего генеалогического древа считалось делом чести, уважалось и поддерживалось. Возрождение генеалогии Курганской области началось в начале 90-х гг. XX в. и к настоящему времени исследователями накоплен определенный опыт в проведении генеалогических изысканий. Ни одно такое исследование, конечно, невозможно без обращения к подлинным архивным документам. В этой связи важной представляется проблема знакомства начинающих генеалогов с основными видами документов, находящихся на хранении в ГУ «Государственный архив Курганской области», и содержащих генеалогическую информацию.

Метрическая книга – представляет собой совокупность хронологических записей о рождении, браке и смерти. Это реестр актов гражданского состояния. Повсеместное введение метрических книг по указу Петра I началось в 1722 г. Применительно к региону Зауралья их ведение началось после установления в регионе уездного и волостного деления в 80-е гг. XVIII в. Метрические книги состоят из трех частей:

запись о крещении (рождении) фиксировались в первой части метрических книг одной записью, т.е. она свидетельствовала о двух разных событиях: о естественном событии рождения и о совершении таинства крещения (крещены могли быть люди любого возраста в случае перехода из иной конфессии). У православных (в том числе единоверцев) указывались следующие сведения: дни рождения и крещения (близнецы записывались одной записью), звание, сословие, имя и исповедание родителей, имя, звание и сословие восприемников;
запись о браке (венчании) включалась во вторую часть метрических книг. Содержание записей зависело от исповедания. У православных (в том числе единоверцев) запись о браке включала: имена жениха и невесты, их родителей, возраст вступающих в брак, время совершения брака, кто его совершал, указывались также свидетели и поручители, которые по желанию могли подписать акт;
запись о смерти (погребении) вносилась в третью часть метрических книг. Содержит сведения: точная дата смерти и погребения, место жительства, сословие, имя, отчество и фамилия умершего (для младенцев и малолетних указывался отец, при его отсутствии – мать), возраст умершего, причина смерти, имя священника, совершившего обряд погребения, место погребения.

По принципу документирования и хранения метрические книги делятся на приходские и консисторские. В фондах духовных консисторий находятся, как правило, периодические погодные выписки из приходских метрических книг отдельных уездов. Приходской экземпляр имел иную структуру, он включал записи рождений, браков и смертей жителей только одного прихода за несколько лет. Полную юридическую силу имели документы, выданные на основе консисторского экземпляра. Записи в метрические книги производились сразу после совершения акта, а записи о браке сверялись с обыскными книгами. Ведение книг актов гражданского состояния перешло к государству по декрету ВЦИК и СНК от 18 декабря 1917 г. На хранении в ГУ «ГАКО» имеются метрические книги церквей Курганского, Ялуторовского и Ишимского уездов Тобольской губернии, Челябинского уезда Оренбургской губернии, частично – Шадринского и Камышловского уездов Пермской губернии. Они находятся в фондах духовных консисторий (Тобольской, Оренбургской, Пермской, Екатеринбургской), а также в фондах отдельных приходских церквей.

Брачный обыск – письменный акт, совершенный причтом церкви перед таинством венчания с целью установления неродства (в том числе духовного) вступающих в брак. Был введен в 1765 г. Брачные обыски заносились в шнуровые (обыскные) книги, которые скреплялись печатями духовных консисторий. В конце XIX – начале XX в. у брачных обысков появилось второе название – предбрачные свидетельства. Эти документы содержали следующие сведения о вступающих в брак лицах: фамилии, отчества, возраст, сословие, чин, семейное положение. Брачные обыски содержатся в основном в составе фондов приходских церквей.

Исповедная (духовная) роспись – документ церковного учета населения. Форму исповедных ведомостей, сохранившуюся до конца их существования (1920-е гг.) практически неизменной, определил указ 1737 г. Формуляр исповедных росписей содержал сведения: порядковый номер дворов, число в них людей (раздельно мужчин и женщин). Если семья была полной, то фамилия чаще всего записывалась один раз для всех членов, для супругов указывались имя и отчество, а для их детей – только имя. Если один из супругов уже умер, то в отношении оставшихся в живых указывалось вдовство (это позволяло проверять факт смерти при отсутствии записи в метрической книге). Далее указывалось отдельно для мужчин и для женщин количество лет на данный год каждого члена семьи. В росписи вносились имена всех детей старше одного года, но при этом в графе об исповеди священник ставил прочерк. Официально исповедные росписи прекратили свое существование в 1917 г., но в отдельных храмах священники продолжали их вести, поэтому в некоторых случаях сохранились исповедные росписи за более поздний период. Находятся в фондах духовных консисторий, приходских церквей.

Для первых лет советской власти характерно составление такого вида документов учета верующего населения, как списки членов религиозных общин, которые, по сути, составлялись по принципу исповедных росписей и содержали сведения о фактическом составе прихода определенной церкви. Списки составлялись посемейно с указанием возраста, социального (а в некоторых случаях – и материального) положения, родственных связей. Однако необходимо учитывать, что в них не включались дети, не достигшие 18-летнего возраста. Важным является то, что данные списки составлялись для религиозных общин всех конфессий, в том числе мусульман, иудеев, католиков, старообрядцев, баптистов и т.д. Велись до начала 1930-х гг. и содержатся в фондах райисполкомов, районных и окружных административных отделов.

Клировая ведомость – документ о службе лиц духовного сословия. Форма клировых ведомостей была установлена в 1829 г., а в 1876 г. была дополнена графой о собственных имущественных владениях духовных лиц, а также их родителей и жен. Клировые ведомости состояли из трех частей. В первую часть вносили сведения о здании церкви, церковном имуществе и доходах, наличии школы, богадельни и т.д. Во вторую часть включались послужные списки причта, в которых возраст указывался на основании метрических свидетельств. Вторая часть содержала сведения: фамилия, имя, отчество, дата рождения, семейное положение, степень родства, сословие, образование, место службы, должность, награды, владение землей и недвижимостью, нахождение под судом. Кроме того, в ведомости были внесены все дети членов причта, если даже они проживали отдельно от семьи. В третьей части приводились статистические данные по приходу, в том числе списки населенных пунктов, входящих в состав прихода. Обычно велось два экземпляра клировых ведомостей, один из которых оставлялся при церкви, а второй отдавался в консисторию. Находятся в фондах духовных консисторий, благочиний, приходских церквей.

Ревизская сказка – документ ревизского учета с 1718 по 1858 гг. (с 1-й по 10-ю ревизии) податного населения. В ней последовательно перечислялись все члены семей или отдельные лица, жившие на определенной территории. Ревизские сказки, как правило, составлялись и подавались в поселениях государственных крестьян – старостами или другими должностными лицами, отвечавшими за своевременное проведение ревизий, в городах – представителями городского самоуправления. К податным сословиям принадлежали все сельские обыватели и до 1863 г. мещане, цеховые и рабочие в городах. Единицей подушного обложения являлась ревизская душа. Сказки 1-й и 2-й ревизии содержат сведения: сословная принадлежность подающих сказку, их фамилии, имена, отчества, возраст и место постоянного жительства, численность в семьях детей мужского пола, родственников и «работных людей» с указанием их фамилий, имен, отчеств, возраста и сословной принадлежности. Сказки этого периода дополнялись сведениями об имущественном положении, роде занятий и др. По 3-й ревизии вводится единая печатная форма, несколько отличающаяся от 1-й и 2-й ревизий. Форма 3-й ревизии просуществовала до 10-й ревизии включительно почти без изменений. В тексте сказки приводились сведения обо всех лицах мужского и женского пола (фамилия, имя, отчество, возраст, сословие, место жительства). В формуляре сказки 7-й ревизии для некоторых категорий населения прибавилась новая графа – специальность, сведения о женщинах были выделены в правую часть сказки.

Ревизские сказки имеются в фондах отдельных приходских церквей Курганского уезда.

С 1718 по1858гг. было проведено десять ревизий:

1-я – 1718-1728 гг. 6-я – 1811 г.
2-я – 1743-1747 гг. 7-я – 1815 г.
3-я – 1761-1767 гг. 8-я – 1833 г.
4-я – 1781-1782 гг. 9-я – 1850 г.
5-я – 1794-1795 гг. 10-я – 1851-1858 гг.

А. А. Михайлов, ГУ "ГАКО"


Делай что дОлжно и будь что будет //
 
Провинциалка Четверг, 18.06.2015, 10:41 | Сообщение № 195
Сосед
Группа: Общительные
Сообщений: 218
Статус:
Не знаю как в Курганском архиве, а в Шадринском Ревизские сказки находятся в фондах волостных правлений.
Сажаев, Вам на заметку: в ГАШе (В Шадринске) есть фонд Булыгинского сельсовета - Ф.Р-33, 15 ед.хр., 1934-1937гг.
 
Сажаев Четверг, 18.06.2015, 12:32 | Сообщение № 196
Старожил
Группа: Общительные
Сообщений: 503
Статус:
Провинциалка, спасибо большое за информацию. А где искать фонд Никитинского сельсовета? В самом сельсовете или где-то в архивах?
Мой дед во времена коллективизации был председателем Никитинского сельсовета. Но, это всё со слов. Неплохо было бы найти документальное подтверждение этому.
 
Провинциалка Четверг, 18.06.2015, 17:44 | Сообщение № 197
Сосед
Группа: Общительные
Сообщений: 218
Статус:
Цитата Сажаев ()
А где искать фонд Никитинского сельсовета?

Думаю, что в Катайском районном архиве. По истечении определённого времени сельсоветчики сдают документы в архив Другой вопрос - с какого года они там есть...
Знаю, что материалы райисполкома есть с 1929г - в них можно найти много важной и интересной информации. А если уж дед был председателем сельсовета, то имя его, наверняка, должно встретиться-"засветиться".


Сообщение отредактировал Провинциалка - Четверг, 18.06.2015, 17:45
 
Сажаев Суббота, 20.06.2015, 22:38 | Сообщение № 198
Старожил
Группа: Общительные
Сообщений: 503
Статус:
Спасибо, Провинциалка. В материалах райисполкома должна быть информация о Никитинском с/с, значит и о моём деде. Во время предстоящей поездки в Катайск, я планирую посетить Никитинский сельсовет. Уточню у них сведения о документации тех лет.

Сообщение отредактировал Сажаев - Воскресенье, 21.06.2015, 12:06
 
Галченок Вторник, 23.06.2015, 01:01 | Сообщение № 199
Коренной житель
Группа: Общительные
Сообщений: 1075
Статус:
Сажаев, я желаю Вам успехов и ждем от Вас интересных снимков о Катайске и его окрестностях.

Светя другим, сгораю сам
 
Гость Вторник, 23.06.2015, 01:01 | Сообщение № 200
Группа: Гости





Село Верхние Пески.
Когда основано село Верхние Пески с точностью до года сказать трудо. На сегодняшний день известно, что это период с 1719 по 1734 год. В переписях 1719 года эта деревня не значится, а на Ланд карте 1734 года она уже обозначена.
Кто основал село, а тогда ещё деревню? Ныне покойный краевед Антропов в книге Земля Катайская пишет « По преданию, его основали те же Балины, что через некоторое время основали и деревню, получившую название по их фамилии – Балина.»
Из "Песковской летописи" Золотова: "Первоначально песковцы - беломестные казаки, переселившиеся люди, служили военной охраной для защиы крепости, бывшей в Катайске, и занятых ими местностей от татарских набегов" (с 150)
Но вероятнее всего деревню основали крестьяне деревни Черемисской. Из 22 дворов в 1743 году все были крестьянами, приписанными к деревне Черемисской и только один двор к деревне Боровой.
За всю историю существования деревни она сменила несколько названий. Деревня у озера Пещанского, деревня Пещанская, село Песковское, Пески Катайские, село Верхние Пески. Административно она относилась: к Катайскому осторгу, Шадринскому уезду Петропавловской волости, Песковской волости, Катайскому р-ну. Крестьяне деревня Пещанской до постройки собственной церкви были приписаны к Богоявленской церкви села Катайского.
В экономических описаниях говорится: « Озеро Пещинское длиною 1 верста 150 сажен, шириною 1 верста 128 сажен; Чусовое - 1 верста 20 сажен, шириною 480 сажен. Глубина озёр от 1 до 2-х с половиной сажен. Вокруг земля чернозёмная, хлеборобию способна. Сенные покосы посредственные. Лес растёт берёзовый, таловый, около деревни Чусовой – сосновый бор. В нём звери: волки, зайцы, горностаи. Птицы: журавли, скворцы, перепела, а при водах утки. »
Первоначально заселялся восточный берег озера Пещанского в южную сторону от протоки в озеро Чистотка. Эта часть села в последствии называлась «Старые Пески » или «Конец». По преданию на западном берегу озера Пещанского среди болот на сухом месте поселился беглый из центральной России крестьянин по имени Оверя. В деревню Оверя плавал на долбленой лодке «батике». Впоследствии эта часть села называлась «Оверина».
 
Форум » История События Люди » Документы нашей истории » Из глубины веков (Всё, что связано с родным краем)
Страница 20 из 27«1218192021222627»
Поиск:
* Форум * Новые сообщения * Поиск * RSS *

Сегодня заходили на форум:  Абориген, MATUH, МастерВолшебник, Галченок, Булыгин-Ушаковский, Владимир123

Рейтинг@Mail.ru Администрация сайта может не разделять мнения авторов, но всякое мнение имеет право быть услышанным
При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт "Катайск - это мой город" обязательна
Copyright kataisk-zayral.ucoz.ru © 2017      Создать бесплатный сайт с uCoz   
Вверх страницы

Вниз страницы