Сайт жителей города и района
Катайск - это мой город
Гость · Регистрация · Вход
ОБЪЯВЛЕНИЯ НА САЙТЕ  ***  ***
Страница 1 из 212»
Модератор форума: Ромашка 
Форум » История События Люди » Дорогие мне места » с. Верхнеключевское (Живая история)
с. Верхнеключевское
Булыгин-Ушаковский Вторник, 17.11.2015, 23:25 | Сообщение № 1
Квартирант
Группа: Общительные
Сообщений: 58
Статус:
Предлагаю Вашему вниманию новую тему, посвященную живой истории с. В-Ключевского Катайского района Курганской области. До середины 19 века относилось к Зырянской волости Камышловского уезда Пермской губернии. Накопилось немало сведений, которые относятся именно к этому селению и, возможно, именно здесь будет не только историческая составляющая, но и обсуждение каких-то современных проблем села. Всвязи с тем, что в настоящее время в этом населенном пункте налаживается быстрый интернет (кстати, когда он там наладится?) и с разрешения автора помещаю в начале этой темы следующую статью...

Свидетели прошлой жизни

статья Людмилы Плотниковой, село Верхнеключевское Катайского района



Несколько лет моей студенческой жизни были посвящены археологии, поэтому интерес к изучению далёкого прошлого остался до сих пор. Тем более что земля – источник находок, всегда под ногами. Не могу равнодушно пройти мимо вспаханной земли, осыпей, берега реки. Глаза оценивают каждый камешек, каждый предмет на поверхности земли. Эта привычка осталась со времён археологических разведок. И, конечно, находки не заставляют себя ждать. Они могут быть совсем обычными, характерными для зауральского деревенского быта прошлых лет, но встречаются и достаточно древние артефакты, как, например, кремневые скребки, найденные нынешним летом на территории села Верхнеключевского.
Любой огород может стать источником находок, особенно, если люди здесь обитали в прошлом. Жительница села Людмила Ивановна Нохрина нашла копейку 1801 года эпохи правления Павла I. Она принесла монету в школьный музей и была просто в полном восторге, что ей удалось найти такой предмет.

В собственном огороде я нашла очередную медную (бронзовую) бляшку, которая когда-то, начищенная до золотистого блеска, украшала конскую сбрую.

Интересная находка ждала своего звёздного часа в ключе, который находится в нескольких метрах от дома. Вода вымыла медный нательный крестик хорошей сохранности. Раньше я находила здесь только фрагменты подобных находок.

Каждый раз, обнаруживая артефакт, начинаешь размышлять о том, как он оказался в земле или воде, то есть придумываешь настоящую историю. И всегда вызывает восхищение талант мастеров прошлых лет. Любая старинная вещь, кажется, до сих пор излучает тепло рук этих людей. А в музейных экспозициях предметы прошлых лет обретают новую жизнь.

Курганская областная газета "Новый мир" №43 от 28 октября 2015 года


Сообщение отредактировал Булыгин-Ушаковский - Среда, 18.11.2015, 10:27
 
Булыгин-Ушаковский Суббота, 19.12.2015, 22:31 | Сообщение № 2
Квартирант
Группа: Общительные
Сообщений: 58
Статус:
Находка из Даньковой
(о союзе воинствующих безбожников)



Осенью 2012 года в даньковской земле (деревня Данькова исчезла с карты Катайского района) был найден достаточно хорошо сохранившийся нагрудный знак в виде зубчатого колеса, по ободу которого проходит надпись: «Борьба против религии – борьба за коммунизм». В центре находится звезда и на фоне красного знамени расположены буквы СВБ. Я первый раз увидела такой предмет, поэтому решила узнать, что означают буквы, к какому времени относится находка. Первоначальные сведения нашла в Интернете, а затем в журнале «Преподавание истории в школе» № 7 за 2007 год прочитала статью С. В. Покровской «Выстрел в будущее»: Союз воинствующих безбожников СССР».

Оказывается, в 1925 году состоялся I съезд Союза безбожников СССР, который учредил новую добровольную общественную организацию. Главная цель данного объединения – борьба с религией во всех её проявлениях. Руководителем стал большевик Емельян Ярославский (Мейт-Иуда Израилевич Губельман), специалист по антицерковной и антирелигиозной пропаганде (умер в 1943 г.). Переломным в деятельности организации стал 1929 год, когда Союз безбожников переименовали в Союз воинствующих безбожников. Началось массовое и повсеместное закрытие церквей и приходов, монастырей. Именно тогда их стали отдавать под склады, мастерские, клубы, организации, магазины и даже свинарники, сжигались иконы, снимались колокола. Резко выросли тиражи антирелигиозной литературы. Наблюдался рост числа членов организации, который сопровождался её омоложением, так как возраст вступающих в союз был снижен до 14 лет. Активистами СВБ обычно становились молодые рабочие или служащие, чаще мужчины, малообразованные, имевшие своего рода «личные счёты с Богом» (сильное разочарование в религии и церкви, пережитое в детстве или юности). Такой пример есть и в истории Верхнеключевского. Жил в селе Козлов Иван Петрович. В молодости он с женой в течение 12 лет каждую ночь молили Бога о помощи в их бедности, делая по 500 земных поклонов. Не получив помощи, Иван Петрович пришёл к убеждению, что религия – явный обман и в последующие годы вёл борьбу против попов и религиозных предрассудков (архив школьного музея).
Верующими оставались многие крестьяне, женщины, люди среднего возраста и пожилые, представители национальных меньшинств. По результатам переписи 1937 года оказалось, что примерно две трети населения страны продолжали оставаться верующими, что стало свидетельством определённого провала антирелигиозной работы.
С осени 1939 года государство начинает проводить политику относительной религиозной терпимости, а с началом Великой Отечественной войны стало не до антирелигиозной пропаганды, наоборот, церковь стала нужна. В феврале 1947 года ЦК ВКП(б) принял решение о прекращении деятельности СВБ.

Вот о каких драматических событиях нашей истории свидетельствует находка из Даньковой. Конечно, сейчас уже не выяснить, кто из жителей деревни входил в СВБ. Моя попытка сфотографировать знак оказалась не совсем удачной, поэтому фотографию я взяла из Интернета. К сожалению, исторический объект уехал в Екатеринбург и сейчас, возможно, находится в какой-либо частной коллекции.

Людмила Плотникова,
село Верхнеключевское Катайского района

заметка "Находка из Даньковой" опубликована в районной газете "Знамя" 19 ноября 2015 года
 
Булыгин-Ушаковский Суббота, 23.01.2016, 22:46 | Сообщение № 3
Квартирант
Группа: Общительные
Сообщений: 58
Статус:
хотелось бы услышать хоть что-то о Верхключевской школе за любые годы, об учителях, о школьных буднях, о проблемах образования на селе, об успехах выпускников и т.п.
моя мама - ученица В-Ключевской школы в конце 1950-начале 1960-х - Жернакова Мария Петровна вспоминает:
В В-Ключевской школе все учителя были с высшим образованием. Примерно обучалось около 100 учеников в 8 классах. В её классе человек 20 было. Кроме собственно В-Ключевских, обучались дети из д. Булыгиной, из Даньковой 2-3 человека, из Медведевой.
Из педагогов вспоминает Фаину Федотовну, которая приехала туда преподавать из Украины, из Ленинграда была учительница русского языка. Может кто подскажет и вспомнит другие имена учителей?
Старшая сестра моей матери - Валентина Петровна Жернакова доучивалась ещё в с. Ушаковом до 8 класса в 1950е, а потом и в Катайске завершала 10 классов. Так как ей давался немецкий язык - она в течении года преподавала после школы по распределению районо в Зырянке. Но позже пошла учиться на медсестру и до настоящего времени проживает в К-Уральском.

Прилагаю фото из нашего семейного архива. Может кто кого узнает? Это одноклассницы моей матери, но её самой в кадре нет...

 
Археолог Понедельник, 25.01.2016, 20:18 | Сообщение № 4
Приезжий
Группа: Общительные
Сообщений: 2
Статус:
Бабушкино наследие

Прислушайтесь к речи людей старшего поколения. Вы услышите слова, высказывания и словосочетания, которые вас удивят, порадуют и развеселят, а порой заставят крепко задуматься и поразмышлять о жизни.
Несколько лет назад я обратила внимание на поговорки, которые встречаются в высказываниях мамы Екатерины Васильевны Тарских (Кузьминых). Они всегда к месту, точны и образны. Я задала вопрос маме о том, откуда это всё. Оказалось, что так говорила ещё её мама, моя бабушка Акулина Яковлевна Кузьминых (Еремеева) (1901 – 1986 гг.). Она родилась в селе Ключи Далматовского района, но большая часть её жизни была связана с деревней Гусиное Катайского района.
Вот примеры некоторых пословиц, поговорок.
Бог не Тимошка, выведет немножко.
Бьемся, не бьёмся, к вечеру напьёмся.
В девках дольше, замужем короче.
Всё, что не мило, попу в кадило.
Дай, Бог, отлежаться, не буду так больше наедаться.
Ешь соленее, будет кожа ядренее.
Женщина больше наносит ведром, чем мужчина мешком.
Каждому татарину по стрелке.
Какие сами, такие и сани.
Как повернётся, так суббота.
Кто за гриву, кто за хвост, растащили весь колхоз.
Лыса пёстру видит с вёрсту.
Маленький дождишка, колхозникам отдышка.
Межу вижу, скоро выжну, пойду, полежу.
Надолго собаке блин.
На леченой кобыле далеко не уедешь.
Не загадывай вперёд, как Бог приведёт.
Не кляни постылого, приберёт Бог милого.
Не родит свинья бобра, а всё того же поросёнка.
Не родно, так не больно.
Не первая зима волку.
Не похвалишь, так не свалишь.
Не ходи 40 за 20.
От чистого не воскреснешь, от грязного не треснешь.
Пара да ровня, Макар да Ховря.
Пень колотить, да день проводить.
Посади свинью за стол, она и ноги на стол.
Серёдка сыта, концы играют.
Сколь вор не ворует, тюрьмы не минует.
Слепых возле огород водить (о длинной верёвке).
Спать, старуха, спать! Корову продали, деньги пропиты. Спать, старуха, спать!
Сразу стал хуже, голова шеи уже.
Те же штаны, только пуговкой назад.
Хозяин – барин, хочет, живёт, хочет, задавится.
Хоть сколько масло лей на голову, все равно сало застывает.
Чем играет, тем и ушибётся.
Что муж припасёт, то жена и поднесёт.
С некоторыми пословицами современники, наверное, уже не согласятся, с другими – поспорят, но все придут к выводу, какие они сочные, яркие и запоминающиеся. Среди них есть пословицы, которые до сих пор встречаются в речи, но есть и такие, которые редко услышишь. Как историк, я вижу, что высказывания относятся к разным периодам истории нашей страны. И самые старые из них явно звучали в семье моей бабушки.
Услышав сейчас мамины поговорки, всегда с благодарностью вспоминаю свою бабушку, которой в своём сердце я давно уже поставила памятник. Она была из того поколения, на долю которого выпали страшные годы революций и войн. Из девяти родившихся детей в живых осталось 4: сыновья Михаил и Николай, дочери Екатерина и Анна. Проводила на фронт мужа Василия Петровича и старшего сына. Осталась вдовой, но дождалась сына Михаила, который мужественно воевал на фронтах Великой Отечественной войны, был участником войны с Японией, вернулся с орденами Славы III степени и Отечественной войны II степени, другими наградами. С огромной любовью бабушка относилась к внукам, увидела первых правнуков. И не смотря на тяжёлую судьбу, никогда не жаловалась, всегда оставалась душевным, любящим человеком.

Людмила Плотникова
с. Верхнеключевское
Катайского района
 
Пчёлка Понедельник, 25.01.2016, 20:40 | Сообщение № 5
Долгожитель
Группа: Общительные
Сообщений: 1665
Статус:
Цитата Археолог ()
на поговорки, которые встречаются в высказываниях мамы


У меня мама часто говорит:

"Не родит свинья бобра- а все поросеночка."

" КаковО семя- таково и племя".


В жизни всё должно быть по порядку
 
Археолог Понедельник, 22.02.2016, 12:55 | Сообщение № 6
Приезжий
Группа: Общительные
Сообщений: 2
Статус:
История изучения села

Верхнеключевское - одно из многих населенных пунктов, появившихся в Зауралье после прихода русских в эти края. Как у людей, так и у селений по-разному складываются судьбы. Одни уже перестали существовать на карте Курганской области, некоторые постепенно гаснут, умирают, не выдержав груза различных реформ и катаклизмов последнего времени, другие продолжают жить. Вот и наше село мужественно принимало удары судьбы, были у него свои взлеты и падения. В различные годы у него были и разные названия: Верх-Ключевское, Ключики, Верх-Ключи, Верхнеключевское. Первоначально село относилось к Колчеданскому острогу, затем оно вошло в состав Зырянской волости Камышловского уезда Пермской губернии (1781 – 1923 гг.). В 1919 году был образован Верхнеключевской сельский совет. В начале 1924 года он вошёл в состав Каменского района Шадринского округа Уральской области. 18 января 1935 года передан в Катайский район Челябинской области. 14 июня 1954 года объединён с упразднённым Борисовским с/с. 16 июня 1962 года в него вошёл упразднённый Малогорбуновский с/с. 1 февраля 1963 года передан в Далматовский сельский район. С 12 января 1965 года входит в Катайский район Курганской области (1).
Первые записи по истории села появились в церковной летописи. В ней содержались сведения о первых поселенцах, в каком году была построена церковь, кто стал инициатором постройки храма, когда была открыта школа в селе, как велось хозяйство. Наряду с этим были сведения о еретиках. После революции церковную летопись работники сельского совета кому-то передали. В настоящее время её следы затерялись. Попытку записать сведения по истории села предприняли Черноскутов Василий Евлампиевич, Черноскутов Иван Степанович, Тумашов Иван Евлампиевич. Записи находились в 7 ученических тетрадях. Известно, что там содержались сведения о появлении в Верх-Ключах первых машин-молотилок, жнеек и о сельских ремесленниках: сапожниках, овчинниках, пимокатах, кожевниках, кузнецах, плотниках. Они рассказали о деятельности кредитного товарищества, как начиналась постройка новой церкви, были записаны сведения о первой учительнице церковно-приходской школы. К великому сожалению, и эти сведения были утеряны. Тетради передали директору школы Геннадию Андреевичу Сбродову, который пообещал всё перепечатать. Затем он уехал из села, а тетради не вернулись к их авторам, потерялись. Настоящая детективная история.
Изучением истории села Верхнеключевского жители поселения, краеведы продолжили заниматься в последующие годы. Благодаря их неутомимой деятельности, в 60-е годы XX века был создан школьный музей, функционирующий и в наши дни. По крупицам сведения по истории села, его жителям записывали учителя школы: Пацюрковский Пётр Петрович, Балина Анна Тимофеевна, Буракова Анна Артемьевна, Репина Нина Викторовна, Плюснина Нина Ивановна и другие. Краеведческой работой активно занимались ученики школы.
Большую помощь в восстановлении прошлого села Верхнеключевского оказали Геннадий Иванович Черноскутов, Михаил Максимович Черноскутов, Виктор Иванович Бердников, Нина Максимовна Кудрявцева, хранящие в своей памяти многие факты истории, местные названия, их происхождение, фамильные прозвища односельчан. Раньше, в каждой деревне, при наличии однофамильцев, обязательно давались прозвища. Г. И. Черноскутов родился в Верх-Ключах в 1927 г., имел 7 классов образования. Вся его жизнь была связана с селом. Интерес к истории села он передал дочери Вере Геннадьевне Гришаевой (Черноскутовой). В. И. Бердников (1947 года рождения) тоже появился на свет в Верхнеключевском, куда ещё до Великой Отечественной войны переехали родители. М. М. Черноскутов (1930 г.) – коренной житель села. Н. М. Кудрявцева (1936 г.) родилась в соседней деревне Даньковой, в настоящее время проживает в Верхнеключевском.
Об истории освоения земель по Синаре собирал сведения кандидат исторических наук, доцент Свердловского лесотехнического института Валентин Иванович Голиков (родной брат маршала Филиппа Ивановича Голикова), который родился в деревне Борисовой Зырянской волости Камышловского уезда Пермской губернии. Он входил в круг организаторов и создателей Зырянской волостной комсомольской организации. Валентин Иванович Голиков проделал большую работу по обобщению материала и опубликовал данные в книге «Из истории наших селений», которая вышла в Свердловске (ныне город Екатеринбург) в 1980 г. Из этих материалов, можно узнать, как и когда возникли населённые пункты по реке Синаре, хотя, к сожалению, точной даты появления деревень нет.
Историю села под названием «Вытекал из горы ключ» опубликовал в районной газете «Знамя» в 2000 году Виктор Иванович Антропов – известный катайский краевед, собравший в своё время сведения о многих населённых пунктах района. Он осветил основные вехи развития нашего населенного пункта с XVIII века до современности.
Для написания истории поселения введены архивные данные школьного музея, в том числе фотографии, воспоминания жителей села, а также недавние исследования, проведенные ребятами, которые занимались в школьном археологическом кружке под руководством Людмилы Викторовны Плотниковой. Древнее прошлое территории, на которой позднее возникло селение, было тайной «за семью печатями», так далеко вглубь времен никто не заглядывал.
В последние годы краеведческий материал активно публикуется в сети Интернета. Становятся доступными некоторые архивные данные, поэтому закономерным этапом работы над историей села стало обращение к информации, опубликованной на сайтах.

1. Административно-территориальное деление Курганской области (1917 – 2004 гг.). Справочник ФГУИПП.- Курган: изд. «Зауралье», 2005. С. 228.
 
Провинциалка Понедельник, 22.02.2016, 16:03 | Сообщение № 7
Сосед
Группа: Общительные
Сообщений: 216
Статус:
С 1920 по 1922гг территория нашего района входила в Каменский уезд Екатеринбургской губернии.
 
Провинциалка Среда, 03.08.2016, 16:06 | Сообщение № 8
Сосед
Группа: Общительные
Сообщений: 216
Статус:
Фото из Свердловского партархива (ЦДОО СО), поделился Далматовский краевед Теляков М.З.



 
Булыгин-Ушаковский Понедельник, 03.10.2016, 21:48 | Сообщение № 9
Квартирант
Группа: Общительные
Сообщений: 58
Статус:
Личная благодарность respect

Цитата Провинциалка ()
Фото из Свердловского партархива (ЦДОО СО), поделился Далматовский краевед Теляков М.З.


если возможно, то хотелось бы уточнить хотя бы № фонда или дела... aga


Сообщение отредактировал Булыгин-Ушаковский - Понедельник, 03.10.2016, 21:49
 
Провинциалка Вторник, 04.10.2016, 19:38 | Сообщение № 10
Сосед
Группа: Общительные
Сообщений: 216
Статус:
Цитата Булыгин-Ушаковский ()
если возможно, то хотелось бы уточнить хотя бы № фонда

Написала в личное сообщение.
 
Форум » История События Люди » Дорогие мне места » с. Верхнеключевское (Живая история)
Страница 1 из 212»
Поиск:
* Форум * Новые сообщения * Поиск * RSS *

Сегодня заходили на форум:  Абориген, MATUH, Сажаев

Рейтинг@Mail.ru Администрация сайта может не разделять мнения авторов, но всякое мнение имеет право быть услышанным
При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт "Катайск - это мой город" обязательна
Copyright kataisk-zayral.ucoz.ru © 2017      Создать бесплатный сайт с uCoz   
Вверх страницы

Вниз страницы